Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XXIII - "Жанристы"

9 - Жан Жак де Буасье

Наиболее же самобытен, тонок и правдив совершенно уже в духе Дролленга и Венецианова — де Буасье275. Зачастую в своих sous-bois, опушках, полянках и т. п. мастер вплотную подходит к задачам бар-бизонской школы, и лишь известная склонность к методичной, че­ресчур опрятной технике выдает в этом честном правдолюбце его при­надлежность к разряду любителей276.

Еще несколько слов об ограниченных областях зверописи и натюр­морта, имеющих некоторые общие (особенно в творчески-психоло­гической стороне) с пейзажем черты. За XVIII в. и в этих областях во Франции было сделано очень много: достаточно вспомнить о Шардене и Удри277. Но, разумеется, и здесь для правильной оценки нужно помнить, что расцвет этих отраслей французской живописи обязан примеру нидерландских школ предыдущего столетия278.

Примечания

275 Jean Jacques de Boissieu принадлежал к старинной и родовитой семье, проис­ходившей из Оверни; родился Ж. Ж. в Лионе в 1736 г.; очень рано стал увлекаться живописью, имея постоянно возможность видеть хорошие голландские картины в собрании своего деда Виалиса. Заметив эти определенные наклонности, родные оп­ределили мальчика к живописцу Ломбару, а затем к Фронтье. 24-х лет де Б. отправ­ляется в Париж, где он продолжает самостоятельно развиваться, изучая окрестности Парижа; значительную пользу принесли ему и его связи в мире коллекционеров и художников — с герцогом Ларошфуко, с Грёзом, Вателе, Суффло, Берне. Случайно занялся художник и офортом, в котором он проявил совершенно своеобразные при­емы. В 1765 г. в обществе Ларошфуко мастер предпринимает (из Лиона) путешествие по Италии, где он сходится с Винкельманом (что, однако, не отозвалось на направ­лении, взятом де Буасье). Переутомление привело художника к болезни и заставило почти совершенно отказаться от живописи, и с тех пор он почти исключительно ог­раничивается офортами и рисунками (поразительно тонки, между прочим, портреты де Буасье, исполненные сангвиной). К концу 1760-х гг. мастер начинает пользовать­ся успехом у любителей, которые, ввиду нежелания его продавать свои вещи, упот­ребляли всевозможные хитрости, чтобы их достать. В 1772 г. мастер женится на Анне Roche-de-Valoux, уроженке Лиона. Революция не втягивает миролюбивого художни­ка в свой водоворот, однако он лишается значительной части своего состояния, и сын его принужден бежать в Швейцарию. По водворении нормальной жизни Б. из­бирается членом-корреспондентом академий Парижа, Болоньи, Флоренции, Греноб­ля и Лиона, однако отвергает предложение барона Денона переселиться в Париж. Старость не отозвалась на достоинстве работ Б., и лучшие среди них принадлежат как раз к последним годам жизни. Умер мастер 1 марта 1810 г. в Лионе. Картины и акварели Б. хранятся в Лувре, в музеях Нанта, Орлеана, Лиона, в русских собраниях кн. Аргутинского, Александра Бенуа и С. П. Яремича. Его oeuvre grave достигает, со­гласно Guichardot, сорока двух листов. См. Dugas-Monthel «Eloge historique de M. de Boissieu», Lyon, 1810; анон. авт. «Boissieu» в «Magasin Pittoresque», 1853, стр. 27.

276 К этой же школе примыкают примыкают реалисты-пейзажисты «ампирной» эпохи с Де-марном во главе. Но на этих художниках влияние классической выправки сказа­лось в слишком сильной степени, чтобы можно было говорить о них в книге, по­священной эпохе Ватто и Фрагонара. Впрочем, и упомянутые мастера далеко еще не исчерпывают группу французских пейзажистов XVIII в. Необходимо указать еще на изобретателя способа писать на бархате, глухонемого Paul Gregoire, выставляв­шего с 1793 по 1819 гг. пейзажи Прованса, на искусного марсельца Jean Antoine Constantin (род. 21 января 1756 г.; ученик Капеллера и Давида Марсельского; умер в Эксе 9 января 1844 г.), выставлявшего пейзажи южной Франции (произведения в музеях Авиньона и Экса: см. М. J. Porte «Notice sur la vie de J. А. С.» в «Recueil de l'Academie d'Aix», t. V, 1844, и Adolphe Mayer «J. A. C, sa vie et ses oeuvres», Marseille, 1860), на тонкого любителя Claude Henri Watelet (сына откупщика; род. в 1718 г., умер в 1786 г.) и, наконец, на открывающего ряд пейзажистов-романтиков барона Bacler dAlbe (1761—1824), состоявшего генералом в наполеоновской армии.

277 Напомним здесь, что и в истории «чистого» реалистического пейзажа Удри — после Депорта и до Моро — принадлежит одно из самых видных мест. Прекрасна его «Ферма» в Лувре, но еще лучше многочисленные его рисунки с натуры на се­рой бумаге, изображающие парки, сады и деревенские мотивы.

278 Впрочем, среди французов в XVII в. было несколько хороших, забытых впо­следствии художников. Так, превосходный натюрморт в духе Караваджо в Гренобль-ском музее принадлежит энигматичной Луизе Муалон, и целый ряд чудесных спе­циалистов по изображению цветов, ваз, ковров, музыкальных инструментов, зве­рей и птиц работали для шпалер «Гобеленов» и сотрудничали в живописных уборах королевских дворцов.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.