Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XV - Последователи Ватто

1 - Жан Батист Патер, Никола Ланкре

Ж. Б. Патэр. Проба купания. Гравюра Войо

Равных себе преемников Ватто, разделяя участь всех художников «первой величины», не оста­вил, — слишком красота его искусства и все его мировоззрение были исключительными. Но Ват­то все же посчастливилось более, чем многим дру­гим, ибо два мастера, непосредственно к нему примыкающие, Патэр и Ланкре, по справедливо­сти зачислены среди самых чарующих живопис­цев XVIII в.

Художественному воспитанию первого из них Ватто недаром по­святил последний месяц своей жизни. Чувствуя приближение смер­ти, мастер страстно пожелал передать хоть частицу своей творческой силы и своего опыта тому земляку, перед которым он себя чувствовал виноватым190. Разумеется, тончайшего своего чувства жизни он не мог привить несколько мелочному, мы бы теперь сказали «буржуазному», склонному к насущным заботам юноше. Однако все же нечто необы­чайно изящное, легковейное, волшебное в технических приемах и в палитре досталось от Ватто Патэру, который и сознавал, что всем, чем он владеет, он обязан учителю. Современники, которые почти всегда бывают менее чутки к существу талантов и более падки к модной сто­роне искусства, те даже попадались на пастиччо Патэра под Ватто. Да и в наши дни не всегда бывает легко отличить первоклассного Патэра от второстепенного Ватто.

Ланкре в чисто живописном отношении стоит ступенью ниже Па­тэра. Он на известную долю суше его в письме, менее гармоничен в красках. Зато в нем гораздо больше личной инициативы. Его уже труд­нее смешать с Ватто. Сохранились его слова, обращенные к друзьям: «Если вы отвернетесь от натуры, то скоро исполнитесь лжи и манер­ности в такой степени, что когда вы снова пожелаете обратиться к ней, то станете на все глядеть не иначе, нежели глазами предубежде­ния, и передавать видимость в присущей вам манере»191. Однако эти слова едва ли приложимы к самому художнику. Разумеется, в сравне­нии с академиками, смотревшими на все через очки, запыленные гипсовым классом, Ланкре настоящий натуралист, он — весь жизнь, весь огонь. Но рядом с Ватто его искусство страдает отсутствием про­стоты и непосредственности.

Патэр. "Marche Comique". Гравюра Равене

Д'Арженвилль рассказывает еще, что Ланкре, отвыкнув от обык­новения работать зимой в натурных классах, которые он долгое вре­мя посещал наравне с простыми академистами, пристрастился к те­атру. Казалось бы, вот еще черта, которая должна была сблизить Лан­кре с Ватто. На самом же деле, именно в отношении к театру замечается наибольшая разница между художниками. Ватто интере­совал в театре странный, утрированный в своей жизненности мир кулис. В сущности, Ватто сам написал в своих картинах бесподоб­ную и небывалую комедию на какой-то странный и загадочный сю­жет. Ланкре наивно увлекался «комедиями других» — остроумных зап­равских драматургов; он был не в кулисах, а в партере — гурманом­зрителем, аплодирующим всем трюкам, всей виртуозности сочинения и исполнения. И многие картины Ланкре прямо иллюстрируют, — как это делали Троост и Лонги, — известные сцены любимых в то время пьес.

Примечания

190 Jean Baptiste Joseph Pater, сын скульптора, приятеля Ватто (1670—1747), ро­дился в Валансьене 29 декабря 1695 г. Сначала ученик коннетабля корпорации жи­вописцев — посредственного мастера Ж. Б. Гидэ, но позже (в 1714 г.?) отец его по­ручает Ватто, и для этой цели привозит сына в Париж. Вскоре, однако, нелюдимый мастер прогоняет от себя усердного ученика, и тот возвращается на родину. В 1718 г. П. снова в Париже, и герцог де ла Форс поручает ему живописную декоровку сво­его замка Лабулэ, близ Evreux. Чувствуя приближение смерти, Ватто вытребывает к себе Патэра и наспех завершает прерванное некогда воспитание своего единствен­ного ученика. Несколько картин Ватто были окончены Патэром — среди них те две, в которых архитектура написана Менье. Болезненные опасения нужды побуждали, к сожалению, Патэра напрягать чрезмерные усилия для получения заработка, и явив­шееся вследствие этого переутомление свело художника в раннюю могилу, — он умер 25 июля 1736 г. в Париже. С 1728 г. он носил звание «академика» за картину «Увесе­ление солдат». Кроме этой картины, Лувр обладает рядом произведений мастера. Другие его картины находятся в Petit Palais (собр. Дютюи), в Трианоне, в Фонтенб­ло («Китайская охота» из Версаля), в музеях Нанта, Валансьена («Портрет сестры»), Касселя, Берлина, Сансуси и в целом ряде частных собраний (среди них г-на Фе-раля и Альфреда Ротшильда). Эрмитаж обладает двумя картинами с военными сю­жетами, в духе ранних произведений Ватто. Кроме того, картины П. имеются в со­браниях кн. Юсупова и г. Утемана. См. P. Foucart «La jeunesse de J. В. Pater" в «LArt», 1894, т. I, стр. 117 и 155, его же «Antoine Pater» в « Reunion des Soc. des B. A. des dep.», 1887, стр. 78 и Maurice Henault «Antoine Pater» там же, 1899, стр. 185.

191 «На своих прогулках он только и видел всюду натурщиков для своих картин и часто бросал своих друзей, чтобы зарисовать то, что ему понравилось» (д'Аржен-вилль).

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.