Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XXIII - "Жанристы"

6 - Жан Риго, Луи Никола де Леспинас

Фр. Казанова. Le Choe de Cavalerie. Офорт

Среди скромных ведутистов вьщающееся положение занимают со­здатель длинной серии видов Парижа и его окрестностей Жан Риго и его отдаленный преемник кавалер Леспинас. Первый характерен для ранних годов царствования Людовика XV264. Все в его произведениях носит еще величавый сановный отблеск века Grand Roy; медленно движутся толпы среди боскетов; по регламенту бьют фонтаны, по ранжиру тянутся куртины и аллеи. Сообразно с этим главное внимание мастера обращено на перспективу, точность построения которой до­ходит у Риго до школьной наивности265. Леспинас, напротив, харак­терен для конца царствования Людовика XV и для «последних доре­волюционных» дней266. Прелестные персонажи на видиках Леспина-са точно сошли с иллюстраций к «Элоизе» и к «Памеле», да и сама природа стала более «домашней», чуть-чуть даже она успела одичать в своем желании стать «натуральной». При этом Леспинас всегда очень точен, очень внимателен к действительности, и эти черты от­водят ему место среди «завоевателей правды».

Примечания

264 Jean (Baptiste) Rigaud, как кажется, племянник знаменитого портретиста, ро­дился около 1700 г. в Париже; на то, что мастер жил одно время в Англии, указыва­ют его виды Лондона и Хэмптон-Корта. Умер Р. в 1754 г. Резцу Р. принадлежат не­сколько пейзажей с библейскими фигурами, ряд парижских празднеств, два вида Марселя во время чумы 1720 г., ряд видов королевских дворцов под общим назва-

нием «Maisons royals et autres palais remarquables», серия, изображающая игру «Le jeu de la fronde», серия морских пейзажей, служащая как бы энциклопедией кора­бельной жизни, серия в 35 листов, иллюстрирующая военное искусство древних, серия «Representations des actions les plus considerables du siege d'une ville» (с этих гравюр существуют многочисленные копии и частью лубки, фиктивно изображаю­щие знаменитые осады и штурмы), серия «Les aventures des voyageurs» (15 листов), серия пейзажей с играми крестьян, 12 маленьких иллюстраций к «Мольеру».

265 В таком же духе, как Риго, работали Pierre Lenfant (род. 26 августа 1704 г.; ученик Парроселя; академик в 1745 г.; умер в «Гобеленах» 26 июня 1787 г.; харак­терные виды Шантелу в Туре) и Jacques Andre Portail, до изящных рисунков которо­го очень жадны собиратели (род. в Нанте; хранитель картин короля в 1740 г.; акаде­мик в 1746 г.; умер в Париже в 1759 г.; два прекрасных вида Версальского дворца в Версальском музее). В этих мастерах еще продолжали жить традиции Калло, Силь­вестра и Леклерка. Скорее в духе Леспинаса рисовал свои пейзажи Кармонтель — вообще одна из интереснейших личностей в мире искусства XVTII в. Известный писатель-драматург и любитель-живописец Louis Carrogis, прозванный Carmontel или Carmontelle, сын башмачника, родился в Париже 15 августа 1717 г. В продолжение многих лет состоял лектором и учителем математики при дворце герцога Орлеан­ского. Особенно популярным имя К. сделала его картина, написанная на тему процесса несчастного Каласа. Кроме того, мастер известен своими пейзажами и осо­бенно своими тончайшими профильными портретами, частью гравированными Ла-фоссом. Умер К. в Париже 26 декабря 1806 г. При последнем издании его сочине­ний (1822 г.) приложена его биография. См. также «Notice des peintures a la gouache, a l'aquerelle et au transparent, dessins en portefeuille... par feu M. Carmontelle dont la vente s'en fera le 10 avril 1807», Paris, 1807.

266 Louis Nicolas de Lespinasse родился в Пульи (деп. Ньевра) в 1734 г.; был, ка­жется, военным инженером и, вероятно, в качестве такового получил орден св. Лю­довика (откуда и его звание «кавалера»); «назначенный» и «академик» в заседании Академии 30 июня 1787 г. за картину «Вид Парижа с бельведера на улице Boulangers-Saint-Victor»; участвовал в «Салонах» 1787, 1789, 1793, 1795, 1798, 1800 и 1801 гг. Умер в 1803 г. Гравировали с Леспинаса Нэ и Ж. Б. Симоне. Оригинальные акваре­ли мастера находятся в Лувре и в Версале. Две акварели были в собрании Jacques Doucet.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.