История живописи
Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XXIII - "Жанристы"
6 - Жан Риго, Луи Никола де Леспинас
Среди скромных ведутистов вьщающееся положение занимают создатель длинной серии видов Парижа и его окрестностей Жан Риго и его отдаленный преемник кавалер Леспинас. Первый характерен для ранних годов царствования Людовика XV264. Все в его произведениях носит еще величавый сановный отблеск века Grand Roy; медленно движутся толпы среди боскетов; по регламенту бьют фонтаны, по ранжиру тянутся куртины и аллеи. Сообразно с этим главное внимание мастера обращено на перспективу, точность построения которой доходит у Риго до школьной наивности265. Леспинас, напротив, характерен для конца царствования Людовика XV и для «последних дореволюционных» дней266. Прелестные персонажи на видиках Леспина-са точно сошли с иллюстраций к «Элоизе» и к «Памеле», да и сама природа стала более «домашней», чуть-чуть даже она успела одичать в своем желании стать «натуральной». При этом Леспинас всегда очень точен, очень внимателен к действительности, и эти черты отводят ему место среди «завоевателей правды».
6 - Жан Риго, Луи Никола де Леспинас
7 - Франческо Казанова, Жозеф Филипп Лутербур8 - Луи Моро, Симон Матюрен Лантара9 - Жан Жак де Буасье10 - Жан Батист Мари Хюэ, Пиа Жозеф Соваж264 Jean (Baptiste) Rigaud, как кажется, племянник знаменитого портретиста, родился около 1700 г. в Париже; на то, что мастер жил одно время в Англии, указывают его виды Лондона и Хэмптон-Корта. Умер Р. в 1754 г. Резцу Р. принадлежат несколько пейзажей с библейскими фигурами, ряд парижских празднеств, два вида Марселя во время чумы 1720 г., ряд видов королевских дворцов под общим назва-
нием «Maisons royals et autres palais remarquables», серия, изображающая игру «Le jeu de la fronde», серия морских пейзажей, служащая как бы энциклопедией корабельной жизни, серия в 35 листов, иллюстрирующая военное искусство древних, серия «Representations des actions les plus considerables du siege d'une ville» (с этих гравюр существуют многочисленные копии и частью лубки, фиктивно изображающие знаменитые осады и штурмы), серия «Les aventures des voyageurs» (15 листов), серия пейзажей с играми крестьян, 12 маленьких иллюстраций к «Мольеру».
265 В таком же духе, как Риго, работали Pierre Lenfant (род. 26 августа 1704 г.; ученик Парроселя; академик в 1745 г.; умер в «Гобеленах» 26 июня 1787 г.; характерные виды Шантелу в Туре) и Jacques Andre Portail, до изящных рисунков которого очень жадны собиратели (род. в Нанте; хранитель картин короля в 1740 г.; академик в 1746 г.; умер в Париже в 1759 г.; два прекрасных вида Версальского дворца в Версальском музее). В этих мастерах еще продолжали жить традиции Калло, Сильвестра и Леклерка. Скорее в духе Леспинаса рисовал свои пейзажи Кармонтель — вообще одна из интереснейших личностей в мире искусства XVTII в. Известный писатель-драматург и любитель-живописец Louis Carrogis, прозванный Carmontel или Carmontelle, сын башмачника, родился в Париже 15 августа 1717 г. В продолжение многих лет состоял лектором и учителем математики при дворце герцога Орлеанского. Особенно популярным имя К. сделала его картина, написанная на тему процесса несчастного Каласа. Кроме того, мастер известен своими пейзажами и особенно своими тончайшими профильными портретами, частью гравированными Ла-фоссом. Умер К. в Париже 26 декабря 1806 г. При последнем издании его сочинений (1822 г.) приложена его биография. См. также «Notice des peintures a la gouache, a l'aquerelle et au transparent, dessins en portefeuille... par feu M. Carmontelle dont la vente s'en fera le 10 avril 1807», Paris, 1807.
266 Louis Nicolas de Lespinasse родился в Пульи (деп. Ньевра) в 1734 г.; был, кажется, военным инженером и, вероятно, в качестве такового получил орден св. Людовика (откуда и его звание «кавалера»); «назначенный» и «академик» в заседании Академии 30 июня 1787 г. за картину «Вид Парижа с бельведера на улице Boulangers-Saint-Victor»; участвовал в «Салонах» 1787, 1789, 1793, 1795, 1798, 1800 и 1801 гг. Умер в 1803 г. Гравировали с Леспинаса Нэ и Ж. Б. Симоне. Оригинальные акварели мастера находятся в Лувре и в Версале. Две акварели были в собрании Jacques Doucet.