Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
V - Хуан Батисто Майно, Пабло Леготе

1 - Хуан Баутисто Майно

Майно. Поклонение пастухов. Императорский Эрмитаж

Значительная роль в насаждении в Испании искреннего, простого и основанного на изучении жизни искусства принадлежит, по всей вероятно­сти, и монаху Хуану Баутисте Майно, но, к сожа­лению, крайне ограниченное количество сохра­нившихся его работ и неизвестность точной даты и точного места рождения художника не дают воз­можности определить значение его среди других мастеров34. Несколько ясных, чуть суховатых, но все же превосходно исполненных картин Майно, из которых одна досталась Эрмитажу, рисуют его нам, во всяком случае, как последователя Ка­раваджо. В биографии же ху­дожника особенно важно от­метить, что он был учеником Греко35, и еще более то, что он был приглашен учителем ри­сования к юному принцу, ставшему впоследствии «коро­лем Веласкеса» — к Филиппу IV. Известно дальше, что Майно пользовался большим вли­янием на своего воспитанни­ка, и весьма возможно, что именно благодаря ему Филипп обнаружил такое горячее увле­чение живописью и такое тон­кое чутье в выборе окружав­ших трон талантов, с явным предпочтением при этом нату­рализма, оставляя без особого внимания ту академическую дисциплину, за которую рато­вали Кардуччи, Пачеко и другие теоретики и которая обыкновенно более всего приходится по вкусу правителям.

Примечания

34 Принято считать, что fray Juan Bautista Mayno родился в 1569 г.; но место его рождения вызывает споры; согласно Норберто Каимо, он родился в Италии, и к этому мнению присоединяется граф де Седильо; по другим источникам, Майно родился в Толедо. Также и вопрос о художественном воспитании мастера далеко не выяснен. Согласно Сеан-Бермудесу, он был учеником Греко; согласно Хусепе Мар-тинесу, он был учеником и приятелем Караччи и Гвидо Рени; с другой стороны, самые произведения Майно устанавливают теснейшую связь его с живописью пер­вого периода Караваджо. В 1611 г. капитул (Cabilda) Толедского собора заказывает ему картины, изображающие «Житие св. Ильдефонса» (если мы не ошибаемся, до сиx пор находятся в этом храме); около этого же времени М. поступает в домини­канский орден и поселяется в толедском монастыре San Pedro Martyre (в церкви этого святого была картина Майно «Св. Петр», и из этой же церкви происходит прекрасная картина в Прадо «Поклонение волхвов»). Слава о даровитом мастере-мо­нахе достигла двора, и это побудило Филиппа III приставить Майно наставником к наследнику престола, ставшему впоследствии Филиппом IV. Позже Майно зани­мал при короле должность руководителя всех художественных работ по дворцам. Умер мастер в Мадриде (в коллегии San Tomas) 1 апреля 1649 г. Кроме упомянутого выше «Поклонения волхвов», Прадо обладает энергичной «Аллегорией на завоевание зали­ва Сан-Сальвадора в Бразилии», происходящей из Salonceto de las Comedias дворца Буен-Ретиро. Прекрасная эрмитажная картина «Поклонение пастухов» снабжена ини­циалами имени мастера; она происходит из собрания Кузвельта. Близко к Майно стоит другой мадридский мастер — Jose Leonardo (род. в Калатайюде в 1616 г.; умер в Сара­госе в 1656 г. в состоянии помешательства, в которое он был ввергнут отравленным напитком); согласно Бермудесу, Л. ученик Педро де лас Куэвас; согласно более дос­товерному показанию Мартинеса — Еугенио Кахеса. Из произведений Леонардо осо­бенно интересна красивая по краскам, напоминающая Пуссена картина в Академии Сан-Фернандо — «Медный змей». В Прадо его кисти принадлежат две исторические картины из серии тех, которые украшали салон «de los Reyes» в Буен-Ретиро.

35 Теперь это сведение не встречает определенных возражений.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.