Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XIV - Жан Антуан Ватто

1 - Устами графа Кэлюса

А. Ватто. Комедианты. Гравюра Сюрюга

Граф Кэлюс, считавший себя другом Ватто, в сво­ей речи, произнесенной в Академии спустя двад­цать лет после смерти великого мастера, переплел ценные биографические подробности несколько коварной критикой, отражавшей точку зрения на Ватто академической эстетики176. В частности, се­товал он на недостаточное владение Ватто рисун­ком, не позволявшее ему взяться за что-либо ге­роическое или аллегорическое и еще менее — передать человеческую фигуру в большую величину. «В сущности, нужно признать, что Ват­то был бесконечно манерен. Хотя и одаренный некоторой грацией

176 Доклад Кэлюса приведен полностью в книге Гонкуров «L'Art du XVIII-me siecle», т. I, стр. 16.

(certaines graces) и пленительный в своих обычных сюжетах, руки, го­ловы и даже пейзаж его — все выдает этот недостаток.

А. Ватто. Праздник Цереры. Гравюра Крэпи

Вкус и иска­ние эффекта составляют его величайшие достоинства и производят приятные иллюзии, тем более что краска его хороша, что она прав­диво передает пикантно нарисованные материи. Нужно, однако, при­бавить, что он писал одни лишь шелковые материи, дающие исклю­чительно мелкую складку, драпировки же его хорошо брошены и по­рядок его складок правдив вследствие того, что он всегда рисовал с натуры и не пользовался манекеном». Что же касается экспрессивно­сти Ватто, то и таковая представлялась Кэлюсу не особенно выдаю­щейся, потому что мастер «никогда не задавался целью передать ка­кую-либо страсть»177.

Примечания

177 Antoine Watteau (Wateau, Vateau) родился в Валансьене 10 октября 1684 г. в семье кровельщика Жана Филиппа Ватто. Рано обнаружив художественное призва­ние, он был определен (вероятно, не без сопротивления отца) к «живописцу горо­да» Жерэну (см. P. Marmotton «Jacques Albert G6rin». Valenciennes-Paris, 1893); cледует, однако, думать, что главную пищу своему развитию он нашел в изучении кар­тин лучших фламандских художников, украшавших церкви родного города и, быть может, в беседах со скульптором Патэром, отцом того живописца, который впос­ледствии был единственным его учеником. По смерти Жерэна В. отправляется в Париж. Жюльен и д'Арженвилль утверждают при этом, что это путешествие он со­вершил, сопровождая своего второго учителя, театрального декоратора, имя кото­рого, однако, не сохранилось, что заставляет наиболее внимательного из современ­ных биографов мастера Virgile Josz'a считать это сведение вымыслом. Согласно тому же Жюльену, первое время в Париже Ватто был занят в театре, но затем, по отъезде его учителя к себе на родину (в Италию?), В. остался без всякой поддержки в чу­жом городе и целый ряд последующих лет испытывал горькую нужду, работая для подрядчика-живописца Abraham Mettayez'a, от которого он перешел к другому экс­плуататору, торговавшему en gros дешевым живописным товаром кустарного изго­товления. Наконец, благодаря знакомству с фламандцем Spoede, В. удается посе­щать рисовальную школу, открытую корпорацией «Peintre jures», и около того же времени происходит его встреча с Жилло. Расставшись с последним (причина их ссоры осталась невыясненной), В. находит себе приют у Клода Одрана в Люксам-бурском дворце. В качестве самостоятельного декоратора В. около этого времени исполняет живописные уборы в «Hotel Pouldry (позже de la Beraudiere) в доме г. де Шовелена и во дворце «La Muette» (согласно Жоссу, последняя роспись — в «китайском вкусе» — была исполнена для дочери регента, герцогини Бери, гораздо позже, около 1717 г.). В то же время художник мог свои досуги посвящать изуче­нию картин «Истории Марии Медичи» Рубенса, находившихся еще на своем пер­воначальном месте, во дворце, построенном королевой. 6 апреля 1709 г. В. прини­мает участие в конкурсе Академии на римскую поездку, однако получает вторую премию, тогда как первая досталась совершенно неизвестному Antoine Grison. Ряд неудач и тяжелые условия жизни побуждают в это время В. покинуть Одрана и вер­нуться на родину. Средства для этого путешествия доставляют ему две батальные картины, проданные торговцу Сируа за 60 ливров. Жосс считает, что ко времени пребывания В. на родине относятся картины, значившиеся в собраниях фламанд­ской аристократии, но, во всяком случае, заработок не мог быть блестящим в стра­не, разоренной войной, и если к этому прибавить еще удушливую атмосферу мел­кобуржуазного быта, то станет ясно, что художник оказался не в состоянии долго терпеть обстановку, от которой он отвык. Решившись вскоре снова вернуться в Париж, Ватто первое время (в 1711 г.) нашел себе приют у упомянутого Сируа (к этому времени относятся все три картины с военными сюжетами в Эрмитаже) и, вероятно, благодаря тому же приятелю, художник входит в сношения с богачом Кро-за, для столовой которого он пишет «Четыре времени года». 30 июля 1712 г. В. пред­ставляет в Академию свою картину «Les jaloux», дающую ему звание «назначенно­го». К этому времени относятся, по мнению Жосса, первые картины В. из теат­ральной жизни, с которой художник, вероятно, был знаком еще со времени Жилло (если не раньше) и к которой он подошел еще ближе благодаря своим новым при­ятелям — любителю-драматургу chevalier de La-Roque и музыканту Ребелю. Тогда же он находит в лице богатого промышленника (обладателя суконных и красильных заводов) Жюльена тонкого мецената и верного друга. В 1715 г. возвращается из сво­ей итальянской поездки Кроза и приглашает Ватто переехать в свой дворец, в квар­тиру, которую до тех пор занимал Лафосс. В галерее Hotel Crozat на улице Ришелье художник имеет возможность вдоволь изучать венецианцев, и это отражается обла­гораживающим образом на его красках; здесь же к его услугам огромное (числен­ностью около 20 ООО листов) собрание рисунков, содержавшее неоценимые «указа­ния», «советы» и «толчки», вводившие в самую интимность понимания старых ма­стеров. Наконец, благодаря Кроза, В. смог вблизи наблюдать высшее общество «Regence», а его любовь к театру и к музыке находила полное удовлетворение во время частых концертов и роскошных домашних спектаклей, дававшихся изощрен­ным любителем частью в парижском доме, частью в своем поместье в Montmorancy (бывшем имении Лебрена), где к услугам Ватто был и восхитительный парк, про­славленный впоследствии Жан-Жаком Руссо. После долгих скитаний В. у Кроза находит и душевный и жизненный отдых. В эту-то благословенную пору деятель­ности ему и удается создать шедевр, суммирующий все его мечты — «Отплытие на остров Цитеру», за представление которой в Академию он удостоивается 28 мая 1717 г. причисления к академическому собранию (которое он посетил всего два раза в том же самом году). Однако даже полное внимания гостеприимство у сердечно пре­данного поклонника его таланта не может надолго удержать художника на одном месте, и внезапно, без видимой причины, он покидает роскошный дворец финан-систа-куртизана с тем, чтоб снова поселиться у Сируа, от которого он переезжает к Влегельсу, довольно тонкому живописцу фламандского происхождения, пользовав­шемуся значительным успехом благодаря своим небольшим, иногда сложным и все­гда тонко выписанным картинам из мифологии и истории (см. о нем примеч. 175). Затем начинается период нескончаемых скитаний по всевозможным комнатам и квартирам, в которых изнервленный, уже наполовину больной художник старается скрыться от эксплуататоров, от любопытных и претенциозных поощрителей. В то же время угрожающим образом усиливается и его меланхолия, его недовольство со­бой. В 1720 г. Ватто поддается соблазнам какого-то знакомого и едет в Англию, где он имеет огромный успех. Однако по прошествии года сырой и тяжелый воздух Лондона начинает оказывать дурное действие на его легкие, он ощущает резкое ухудшение и спешит вернуться в Париж, где за это же время художник чуть было не лишился своего небольшого состояния (в 6000 ливров), спасенного заботами Жю-льена от гибели в общем банкротстве Ло. Поселяется В. на сей раз у Жерсена (Gersaint), для которого в минуту вдохновения он сам берется написать один из своих шедевров — «вывеску», изображающую художественный магазин приятеля (оригинал — в Потсдаме, повторение — у Мишель-Леви). Но затем силы художни­ка начинают быстро падать. Напрасно друзья, в заботе о нем, отправляют его на роскошную дачу «интенданта королевских праздников» Лефэвра в Ножане, — жизнь Ватто заметно гаснет с каждым днем. В это время его охватывает раскаяние в том, что он прогнал от себя юного Патэра, поселившегося, благодаря настояниям свое­го отца, у Ватто еще в 1715 г.; он выписывает его к себе и последний месяц жизни пользуется каждой минутой, чтобы преподать своему духовному наследнику осно­вы живописи. Уснул Ватто вечным сном в объятиях Жерсена 18 июля 1721 г. Все свои рисунки художник завещал своим друзьям: Жерсену, аббату Haranger, Жюлье-ну и Henin. Благодарный Жюльен посвятил огромный капитал и значительную часть жизни на издание творения Ватто в гравюрах, появившихся под заглавиями: «L'oeuvre l`А. W.» и «Figures de differents caracteres». Главнейшие произведения мас­тера находятся в музеях Лувра («Embarquement pour Cythere», «La Perspective*, «Gilles» и т. д., а также ряд первоклассных рисунков), Берлина («L'amour au theatre francais* и «L'amour au theBtre italien»), Дрездена («Fete galante"), Мадрида («La Noce du Village), Эдинбурга («Fetes venitiennes"), во дворце Сансуси близ Потсдама (вариант «Embarquement pour Cythere" и ряд других). В России картины Ватто имеются в Эрмитаже, в Мраморном дворце (3 больших панно, вероятно, английского перио­да, к сожалению, сильно пострадавшие от реставраций), в Гатчинском дворце. От­личную, но, к сожалению, испорченную реставрацией картину мастера мы видели в 1902 г. и в собрании художника Ладыженского. См. Comte de Caylus «Vie d'A. Watteau», переизданное с примеч. E. de Goncourt в «L'art du XVIII s.», т. I; заметку E. Gersaint в каталоге распродажи Quentin de Lorangere 1744 г.; С. Lecarpentier «A. W.», Rouen, 1815; Arthur Dinaux «Notices s. A. W.», 1834; P. Hedouin «W.», Paris, 1854; L. Dumont «A. W.» (conference), Valenciennes, 1866; L. Cellier «W. en Angleterre» в «Revue de la Societe d'agriculture de Valenciennes", 1868, т. XXII, и его же «А. W., son enfance et ses contemporains» (брошюра), Valenciennes, 1867; E. de Goncourt «Catalogue raisonne de l'oeuvre de W.», Paris, 1875; J. W. Mollet «W.», London, 1883; P. Foucart «A. W.» в «Revue Occidentale», 1884, т. XIII, стр. 384, и его же «W. a Valenciennes" в «Reunions des Societes des В. A. des dep.", 1892; V. Advielle «Notes inedites sur A. W.» там же, 1885 г.; Th. Volbehr «A. W.» (диссертация), Hamburg, 1885; E. Hannover «A. W.», Berlin, 1889; G. Dargenty «A. W.», Paris, 1891 в серии «Les Artistes celebres"; P. Mantz «A. W.», Paris, 189 ; CI. Philips «A. W.», London, 1897; L. de Fourcaud «A. W.» в «Revue de l'Art ancien et moderne", 1901 и 1904; V. Josz «W.», Paris, 1903, и его же роскошное издание у Piazza в Париже; Е. Heinrich Zimmermann «W. Des Meisters Werke" в серии «Klassiker der Kunst", Stuttgart-Leipzig, 1912; Adolf Rosenberg «W.» в серии монографий Кнак-фуса, Bielefeld-Leipzig, 1896; W. Bode u. R. Dohme «Die Ausstellung der Gemalde alterer Meister im Berliner Privatbesitz", Berlin, 1882; «Decorationen und Malereien von Antoine Watteau", Berlin, 1889.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.