Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XXIII - "Жанристы"

3 - Жан Пьер Луи Лоран Хуэль

И вот благодаря именно этой объективности Берне мы верим ему вполне и вместе с доверием к художнику у нас почему-то просыпает­ся глубокое уважение к культуре его столь оклеветанного времени. Правда, ярких красок природы — травы, деревьев, скал, далей, как мы их теперь (после Коро и импрессионистов) умеем видеть, — не найти у Берне. К тому же все у него как будто вымыто, причесано и при­глажено. Однако самое чувство жизни у него обострено в сильней­шей степени и того, кто сумеет побороть в себе неприязнь к чрезмер­ной методичности мастера, ожидают бесчисленные открытия в смысле познания всего жизненного движения старой, дореволюционной Франции. И как приятно после всех торжеств и праздников придвор­ных хроникёров, после эротических анекдотов специалистов по «sujets gallants» — увидать XVIII столетие в образе труда и на лоне природы, под воздушным шатром неба. У Берне видишь во всей широте самую сцену, на которой протекала кипучая жизненная комедия накануне революционной грозы.

Юбер Робер и Берне — два величайших пейзажиста Франции XVIII в., но лишь немногими ступенями ниже их толпится масса других ху­дожников, частью к ним примыкающих, частью независимых. К Ро-беру примыкают специалисты по архитектурному пейзажу: Хуэль, Клериссо, де Маши, Перне, Деспрэ, Марешаль. За это же время фран­цузская школа дала немало методичных и точных снимателей видов, вроде Жана Риго, Мармонтеля, Озанна и шевалье Леспинаса. Сред­нее положение между нарядным искусством Фрагонара и полной ис­кренностью первых реалистов занимает венецианец Казанова со сво­им учеником эльзасцем Лутербуром. Наконец, первыми представите­лями строго реалистического и все же вполне художественного пейзажа являются — Лантара, Периньон, Моро и де Буасье.

 

Самый красивый, самый живописный из всех перечисленных мас­теров — уроженец Руана Хуэль257. Вымышленных композиций, на­сколько нам известно, не найти в его достаточно обширном творе­нии. Зато в своих реалистических изучениях природы и архитектуры Хуэль без затруднений переходит от широких топографических пано­рам к уютным уголкам, от подробных ведут к interieur'aM, всюду вы­казывая свое понимание простора, воздуха, света, свое мастерское владение рисунком. Самый выбор мотивов выдает в нем своеобраз­ное отношение к видимости и вкус более передовой, нежели у его товарищей, включая даже «Фраго» и Робера. Наконец, техника его — плавная, легкая, уверенная и мягкая — является чем-то из ряду вон выходящим даже в ту эпоху какого-то «поголовного мастерства»258.

Примечания

257 Jean Pierre Louis Laurent Houel родился в Руане в 1735 г.; ученик Декана, Ле-мира и Казановы. X. выдвинулся очень рано и подавал большие надежды. В Пари­же им заинтересовались Блондель д'Азенкур и Вателе. Герцог Шуазель поселил его у себя в Шантелу для написания видов замка и окрестностей. Благодаря своим по­кровителям художник получил вне конкурса и «римское пенсионерство». Выехал мастер в феврале 1776 г.; вернулся в августе 1779 г. Результатом путешествия X. в Сицилию явилась обильная выставка в «Салоне», а также его капитальное, богато иллюстрированное издание «Voyage pittoresque des oles de la Sicile, de Malte et de Lipari» (текст самого X., Paris, 1782-1788). Кроме того, им опубликованы: в 1758 г. два сборника пейзажей, в 1807 г. «Explication d'un monument expose au concours ouvert par le ministere de l'interieure le 20 decembre 1806 pour etre execute sur les terrains de la Madeleine", в 1798 г. «Histoire des elephants de la Menagerie nationale et relation de leur voyage a Paris", в 1803 г. «Histoire des deux elephants du Museum de Paris, representee en vingt estampes". X. принимал участие в иллюстрировании «Басен» Лафонтена (из­дание Фессара 1765-1775 гг.) и книги Guys'a «Voyage litteraire de la Grece" (Paris, 1783). Умер художник в Париже 14 ноября 1813 г. С 1779 г. он считался «назначенным» Па­рижской Академии. Картины мастера (выставлявшиеся при жизни в «Салонах» с 1775 по 1808 гг.; виды окрестностей Парижа, виды Рима, Сицилии, пейзажи) ныне раз­бросаны по музеям Руана, Безансона, Анжера, Тура (окрестности Шантелу). Боль­шое количество его итальянских гуашей хранится в Лувре и в Эрмитаже. После ху­дожника остались в рукописях и стихотворные его произведения.

258 Многие гуаши, такие нежные и правдивые по краскам, позволили бы Хуэля зачислить в группу «реалистов», однако большинство его произведений изобража­ют руины и строгие памятники архитектуры, и это заставляет нас его цитировать в этом месте.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.