Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
X - Бартоломе Эстебан Мурильо

1 - Повлиявшие на Мурильо

Мурильо. Отдых на пути в Египет. Иператорский Эртимаж

Мурильо — любимец широчайших кругов публи­ки62. Даже совершенные профаны умеют разли­чать его произведения в общественных собрани­ях и обладают каким-то сравнительно глубоким пониманием художника. Это одно показывает, до какой степени Мурильо своеобразен. И, однако, странное дело: мало кто из первоклассных худож­ников так определенно выдает свои «источники», как именно Мурильо. Впрочем, об источниках во множественном числе и не приходится говорить, ибо главным и исчерпывающим об­разом сказалось на Мурильо влияние ван Дейка. При этом надо толь­ко помнить, что и искусство фламандца есть экстракт из очень мно­гих элементов,  частью  национальных,  частью  итальянских.   Ван Дейк — гениальный эклектик, впитавший в себя все, что могли ему дать его здоровые, полнокровные соотечественники, утончивший за­тем приобретенное до предельной степени на изучении Корреджо и венецианцев и, наконец, сумевший заразиться влечениями самых пе­редовых элементов общества как в упадочной Италии, так и при упа­дочном английском дворе.

Мурильо. Завтрак на улице. Мюнхенская Пинакотека

До Мурильо искусство великого фламандца-декадента могло дой­ти окольными путями. Старинные историки сообщают, что впервые его познакомил с ним товарищ (по мастерской Хуана де Кастильо)


Примечания

62 Bartolome Esteban Murillo крещен в церкви S. Magdalena в Севилье 1 января 1618 г.; потеряв в 1627 г. отца (Гаспара Эстебана) и в 1628 г. мать (Марию Перес), юноша был отправлен своим опекуном, хирургом Хуаном Аугустином Ласаресом, женатым на Анне Мурильо, к позднему «романисту» Хуану дель Кастильо; послед ний покидает в 1639 г. Севилью, и юноша с тех пор начинает сам искать себе за работка, расписывая знамена для флота и занавеси для церквей, а также исполняя заказы для коллегии св. Фомы и для монастырей «de la Merced» и Regina Angelorum; рассказы вернувшегося из Нидерландов Мойи якобы побудили Мурильо отправиться в 1642 г. в путешествие, однако накопленных денег ему хватило лишь до Мадрида, где он сблизился с Веласкесом, открывшим для его изучения богатейшие сокрови ща живописи во дворцах; в это же время сказывается влияние на мастера Риберы, произведения которого Мурильо также мог видеть как в Мадриде, так и в Севилье; в 1645 г. М. возвращается в родной город и здесь быстро завоевывает популярность; работы, исполненные им в 1645 и 1646 гг. для монастыря Сан-Франсиско, частью еще выдают робость (особенно картина «Св. Диего насыщает бедняков», написан ная, вероятно, еще до поездки в Мадрид и находящаяся ныне в Мадридской Ака демии), в других сказывается влияние «романистов» и Сурбарана (музей в Тулузе, собрания Ford в Лондоне и P. W. S. Miles в Kings Weston); однако вскоре мастер находит вполне свой особенный стиль, и уже картины из того же монастыря Сан-Франсиско в Лувре и в Дрезденской галлерее — «типичные Мурильо», по существу мало чем отличающиеся от работ позднейшего времени; в 1646 г. Мурильо женится на донье Беатрисе де Кабрере-и-Сотомайор, а в 1648 г. у супругов рождается стар шая дочь, ставшая впоследствии доминиканской монахиней в монастыре Madre de Dios; крестным отцом старшего сына Мурильо, Габриэля, также постригшегося в монахи, был знаменитый «покаявшийся Дон Жуан Севильи XVII в.» Мигуэль Ма-ньяра, имя которого мы еще встретим в биографии Вальдеса Леаля; к 1655 г. отно сятся образа «Св. Исидор» и «Св. Леандр» в соборе; 9 марта 1656 г. (в год создания «Менин» Веласкеса) капитул собора заключает с мастером контракт, обязавший его написать грандиозную картину «Видение св. Антония» (окончена уже к 21 ноября того же года; поныне в соборе), причем Мурильо просто обозначен в договоре, как «лучший живописец города»; в 1660 г. М. избран президентом только что основан ной Академии (интриги Вальдеса Леаля заставляют его вскоре отказаться от этой должности); приблизительно с 1665 г. Мурильо начинает работать для церкви мо настыря S. Maria la Blanca, перестроенной в 1659 г. (лучшие картины ныне в Прадо и в Лувре); в том же году, 4 июня, он вступает в избранное братство «de la Caridad»; для монастыря этой же Hermandad, пользовавшейся особенными благодеяниями Маньяры, Мурильо исполняет с 1671 по 1674 гг. ряд своих шедевров, из которых некоторые остались на местах, другие украшают Эрмитаж, Прадо и лондонский Stafford House; столь же значительна была и следующая работа мастера — для мона стыря капуцинов на окраине города (ныне почти все картины в Севильском музее, главная же картина — в Кельнском музее); к концу 1670-х гг. относятся работы для августинского монастыря и для госпиталя братства «Venerables Sacerdotes»; послед ним произведением мастера является алтарь в монастырской церкви капуцинов Кадиса, во время писания которого Мурильо упал с лесов и получил тяжкие по вреждения; умер мастер вскоре после этого в Севилье, в 5 ч. вечера 3 апреля 1682 г. (жена его умерла до него); похоронен Мурильо в капелле церкви S. Cruz, в то вре мя украшенной любимой его картиной Педро Кампаньи «Снятие со Креста» (ныне в соборе). Наилучшим образом Мурильо представлен — кроме Севильи — в Прадо, в Эрмитаже и в Лувре. До XVIII в. слава мастера была скорее локального характе ра; значение же мирового художника он получает после того, как масса его картин была вывезена стараниями королевы Изабеллы Фарнезе в Мадрид. Из обширной литературы о Мурильо мы ограничимся указанием на следующие труды: D. F. М.  Tubino «Murillo», Sevilla, 1864 г.; Luis Alfonso «Murillo el hombre, el artista у las obras», Barcelona, 1886 г.; С. Justi «Murillo», Leipzig, 1904 г.; A. F. Calvert «Murillo», London, 1908 г.; G. C. Williamson «M.», London, 1903 г.; A. L. Mayer «Murillo» в серии «Klassiker der Kunst», Stuttgart, 1913 г.; P. Lefort «M. et ses eleves», Paris, 1892 г.; F. A. De Valencienne «Murillo у los Capuchmos», Sevilla, 1908 г.; Curtis «Velasquez and Murillo. A descriptive Catalogue», New-York, 1883 г.; H. Knackfusz «M.» в серии «монографий Кнакфуса». Bielefeld — Leipzig, 1904; H. v. d. Gabelentz «M. als Maler Kirchlicher Visionen» в «Deutsche Revue», 1909 г., I; C. G. E. Lindner «Murillos Madonnen» в «Kunstfreund», XXIII, 1907 r.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.