Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
II - Французский натурализм

1 - Начало французского натурализма

 

Уже живопись Фреминэ является доказательством того, что «школьный» период для Франции про­шел, и в то же время его недостаточно до сих пор оцененные плафоны Фонтенблоской дворцовой церкви обнаруживают не чуждое натурализма изучение человеческого тела. Еще более высту­пает благодетельное влияние натурализма в твор­честве целого ряда других мастеров, открываю­щих собой историю французской живописи в XVII в.

Братья Ленэн. Молочница. Императорский Эрмитаж

К сожалению, роль французских натуралистов до сих пор остается без всестороннего обследования, и мы не знаем ни тех путей, кото­рыми проникла «программа Караваджо» во Францию, ни 

 

даже cамой силы того отзвука, который она здесь нашла. Но, во всяком случае, немаловажным представляется нам то, что ближайшим к Караваджо подражателем был именно француз — Валантэн, что другой выдаю­щийся французский художник, Клод Виньон, о котором речь ниже, тоже считается учеником Караваджо, что из «мелкофигурных натура­листов» (порядка Лара, Черквоцци и Дирка Гальса) опять-таки фран­цузы Бурдон и Ленэн лучше других обнаруживают свое непосредствен­ное происхождение от Караваджо, что в Провансе, в этой наиболее – «латинской» области Франции, популярнейшими художниками были: караваджист Финзониус24, за которым последовал, также не лишен­ный натуралистской окраски, гверчинист Дарэ25. Даже творчество Пуссена, при всем своем классицизме, содержит черты натурализма, и. спрашивается, не эти ли черты (в противоречие его собственным взглядам) обусловливают «неувядаемость» его искусства, отводят ему совершенно обособленное от академиков место?

Жан ле Валантэн. Шулерство.

 Наконец, самый изысканный из академиков XVII в., Лессюёр, и тот отдал дань нату­рализму, написав свой превосходный групповый портрет в Лувре со­вершенно согласно формулам Караваджо.

Примечания

24 Ludovicus, Lovys или Aloisius Finsonius (он же Fynson, Vinson, Finson и Feisen) родился в Брюгге около 1580 г.; сын и ученик «peintre de teinture» Жака Ф. (1608 г.); 20-ти лет Ф. отправился в Италию и здесь поступил к Караваджо; на возвратном пути он поселился на много лет в Эксе, где нашел себе покровителя в лице широ­кообразованного Пейреска, одного из корреспондентов Рубенса (в одном из писем к последнему провансальский меценат сообщает: «Наш Финзон пишет хорошими красками, он рисует хорошо, его персонажи тяжеловесны — epais et lourds, — в них нет благородства, но выражения его лиц нравятся»). 1610-м г. помечена совершен­но караваджеская картина, заказанная семьей Гальяр, «Воскресенье Христово» в St. Jean; в 1612 г. мы застаем художника в Неаполе, где он пишет «Благовещение», бывшее в St. Tomaso d'Aquino (повторение в Арле — в церкви St. Antoine); в 1613 г. он снова в Эксе создает картину «Неверие Фомы» для собора (на картине курьез­ная фламандская надпись); к тому же году относилась «Магдалина» в собрании Раванас (картина с тем же сюжетом в музее Марселя); к 1614 г. относятся две кар­тины в арльском St. Trophime; в 1615 г. Финзониус пишет большое «Снятие со Кре­ста» для приходской церкви в La Ciotat. Кроме того, сохранился ряд портретов, писанных мастером (среди них выделяется автопортрет 1613 г. в шлеме, бывший в собрании Раванаса, позже М. Борриби в Эксе), и картина в Andennes (Бельгия) '•Избиение младенцев»; к сожалению, погибли во время революции декоративные работы Ф. в «Grande Chambre» провансальского парламента. Относительно конца жизни Ф. существуют две версии. По одной, он вернулся в Нидерланды и умер 16 мая 1618 г. (тестировал 19 сентября 1617 г.) в Амстердаме; по другой, он вернул­ся с родины обратно в Прованс (1624 г.) и здесь погиб в 1632 г., купаясь в Роне. См. Ph. Chennevieres-Pointel «Recherches sur la vie de quelques peintres provinciaux», Paris, 1847, стр. 3—40, и добавления к ней в «Nouvelles Archives de l'Art francais», 1887.

25 Jean Daret, которого не нужно смешивать с гравером Pierre Daret (1604—1678), родился в Брюсселе (судя по надписи на портрете в собрании М. И. Мятлевой в Петрограде), в 1613 г.; в 1625 г. он был учеником Van Opstal там же; завершил свое образование художник в Италии, которую он покинул двадцати пяти лет; 3 декабря 1639 г. Дарэ, поселившись в Эксе, женится на Маделене Кабассоль, затем покупает дом и выписывает из Брюсселя свою сестру Маргариту. К 1640 г. относится «Распя­тие» в соборе Экса, к 1641 г.— образ св. Терезы в S-te Madeleine; к 1643 г. — «Le Miracle du Rosaire», к 1653 г. — «Сошествие Св. Духа» (обе картины в церкви St. Esprit), к 1654 г. — восхищавшая современников роспись лестницы дома барона де Шато-Ренар. Возможно, что около 1650-го или 1660 г. Дарэ ездил в Париж для исполнения некоторых заказов для двора. Последние годы Дарэ называл себя «peintre du roi et de son Academie de peinture». Умер мастер в Эксе в 1668 г. Кроме упомяну­тых картин, сохранились следующие произведения мастера: подписной автопорт­рет, помеченный 1636 г., в собрании М. А. Мятлевой; «Лютнист» в музее Экса; «Пор­трет сановника» в музее Марселя; «Тайная вечеря» в соборе Экса и, наконец, це­лый ряд офортов (среди них серия эмблем: «Hyerogliphiques des Vertus theologales et cardinales inventees et gravees par Jean Daret peintre a Aix en Provence. 1658»). К школе Дарэ принадлежат Garcin и сыновья мастера Michel et Jean Baptiste Daret. См. V-te Chennevieres-Pointel (op. cit.) и Александр Бенуа «Собрание М. А. Мятлевой», в журн. «Золотое Руно», 1906 г., № 11-12.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.