Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
II - Испанский Ренессанс

1- Первые веяния Ренессанса

Фернандо де Льянос. Отдых на пути в Египет. Картины ретабля собора в Валенсии

Проследим теперь, каким образом испанская живопись, которую мы покинули в состоянии полной зависимости от нидерландской шко­лы, совершила свой переход к «латинизму», ка­ким образом она пропиталась элементами Ренес­санса3.

Первые, довольно еще слабые признаки про­никновения в испанскую живопись новых веяний мы замечаем в «Мадонне с розой» Алехо Фернандеса (в церкви Santa

Anna de Triana, близ Севильи)4.

Примечания

3 Наиболее значительными из испанских «готиков», рядом с помянутыми нами Дальмау и Галлего (см. т. I), представляются: Benito Martorel, получивший образо­вание в Италии, Jaime Huguet, члены семьи Vergos, Jorge Ingles и, наконец, Bartolomeo Vermejo из Кордовы, работавший преимущественно на севере Испании, в Арагоне. Особенно интересен последний художник, которого теперь идентифи­цируют с живописцем, подписывавшимся «Bartolomeus Rubens». Вермехо является автором прекрасного, точно вычеканенного из разноцветного металла, «Св. Миха­ила» в лондонском собрании сэра Джулиуса Вернгера (Wernher), триптиха с «Ма­донной Монсерата», открытого в церкви маленького пьемонтского городка Acqui, «Св. Екатерины» в Пизанском музее, «Pieta» (1490 г.) в зале капитула Барселонско­го собора и, наконец, изумительного по силе выражения «Нерукотворного образа» в музее Вича (Vich). К сожалению, полные потемки скрывают от нас личность это­го могучего мастера, моментами приближающегося к Боутсу, моментами — к Мем-линку, но сохраняющему и в этих случаях необычайную определенность, мы бы даже сказали — «резкость» замысла и исполнения. См. F. Pellati «Bartolomeus Rubens e un trittico firmato di Acqui» в «L'Arte», 1908. Интересным художником того же периода является еще «Мастер Альфонсо», написавший в конце XV в. (едва ли не в 1473 г.) «Мучения св. Кукуфата» (Барселонский музей) и «Св. Георгия» в собрании Мунта-дос. К Вермехо ближе стоит «перегруженный строгой роскошью» образ «Св. Энгра-сии» в Бостонском музее, считающийся работой автора строго готического «Алтаря св. Доминика де Силос» в Мадридском Археологическом музее; последнего худож­ника, быть может, нужно идентифицировать с Педро де Апонте, сопровождавшим Фердинанда Католического в его Гранадском походе. Из учеников Дальмау внима­ния заслуживает Альфонсо де Баэна.

4 Вместе с Хуаном Санчесом де Кастро, Хуаном Нуньесом и Педро Фернандесом (о них ниже в этом же примечании), Алехо Фернандес считается основателем се-вильской школы, сыгравшей впоследствии столь значительную роль (из нее вышли и Веласкес и Мурильо). Alejo Fernandez был, по всей вероятности, северного про­исхождения (брат его, скульптор Jorge, носил прозвище «Aleman»); родился он око­ло 1470 г.; в 1508 г. переселился из Кордовы (где художник женился в 1498 г.) в Севилью; в том же году он получил заказ «Retablo Mayor» для собора, сданный им лишь в 1526 г.; в 1520 г. Фернандес заключает договор об исправлении ретабля для Santa Clara (один из пунктов разрешает мастеру исполнять пейзажи по его усмотре­нию, в другом пункте заранее предписываются все подробности и даже цвета одежд, свобода же предоставляется лишь в изображении палача; краски должны быть фла­мандского производства); в 1525 г. мастер женится вторично; в 1526 г. он принима­ет участие в декоровке города по случаю въезда Карла V; в марте 1542 г. Фернанде­сом составлено завещание, из которого можно заключить, что художник был бога­тым человеком; умер Ф. после 7 февраля 1543 г. Из сохранившихся произведений Ф. упомянем: кроме «Virgen de la Rosa», более раннюю «Virgen de los Remedios» в церкви S. Anna de Triana и там же изобилующее золотом «Поклонение волхвов» (в нижней части этой картины изображение святых Хусты и Руфины с интересным видом Севильи); одним из шедевров Ф. является ретабль в «Colegio del maese Rodrigo de Santaella» (1510-1515); большие ретабли того же типа украшают церкви S. Juan в Марчене и Santiago в Эсихе; к наиболее зрелым произведениям принадлежат четы­ре сцены из жизни Марии в двух сакристиях Севильского собора. Из многочислен­ных художников, носящих имя Хуан Санчес, наиболее значительным представляет­ся тот Juan Sanchez de Castro, который в 1478 г. состоял Maestro Mayor при Алька­саре Севильи и при S. Andres и которому обязана живописная гильдия Севильи своим преобразованием в 1480 г.; древнейшей работой мастера была (ныне утраченная) картина 1454 г.; к 1484 г. относится «Св. Христофор» в S. Juliano. Работы Juan'a Nunez носят определенно нидерландский оттенок; художник приходился свойственником Санчеса де Кастро; сохранилась лишь одна подписная картина Нуньеса — «Pieta» — в сакристии «de los Calices» в соборе, исполненная совершен­но еще «готического» характера. Pedro Fernandez de Guadalupe, рядом с Фернанде­сом, был самым видным мастером в эпоху раннего Возрождения в Севилье; в 1509 г. он расписывает статуи Хорхе Фернандеса Алемана; в 1522 г. — роскошную решетку Capilla Mayor в соборе; к тому же году относятся работы в соборе; к тому же году относятся работы в Льерене; в 1533 г. мастер заключает контракт, касающийся ра­бот в Утрере (согласно этому договору, Педро Фернандесу предписывалось сделать украшения «во вкусе римлян», и в то же время заказчики требовали по-прежнему обилия золота); в 1536 г. художник получает отставку от капитула собора; в 1538— 1542 г. он занят, в сотрудничестве с Ф. Штурмом, ретаблем для S. Pedro в Arcos de la Frontera, сохранившимся до наших дней; кроме того, из произведений мастера до­шел до нас лишь знаменитый большой «Плач над Телом Господним» (1527 г.) в со­боре Севильи. Близко к Педро стоит Cristobal de Morales, автор «Плача над Телом» в Севильском музее.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.