Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XXIII - "Жанристы"

10 - Жан Батист Мари Хюэ, Пиа Жозеф Соваж

В XVIII в., кроме Удри, в зверописи выделяются только что встре­тившиеся нам Казанова и Лутербур, но особенно даровитый подра­жатель Буше — Ж. Б. Хюэ279. Творение Хюэ — огромно и вовсе не ог­раничивается одними изображениями животных. Напротив, мы най­дем у него и пасторали, и «галантные» (подчас даже гривуазные) сцены, и орнаменты, и прописи для рисования, но среди всей этой разнообразной массы лучшее, что им создано, это его очень добросо­вестные этюды животного мира. Среди натюрмортистов очень искус­ных, но стоящих все же на неизмеримом расстоянии от Шардена, сле­дует назвать — в качестве автора скромных буржуазных «Завтраков» — знакомого уже нам Жора, а затем специалиста по изображению барельефов и всяких скульптур П. Ж. Соважа280 и специалистов по цве­там Ж. Л. Прево281, Ж. Ж. Башелье282 и художницу А. Валлайе-Костер283. Впрочем, кроме этих перворазрядных виртуозов, XVIII в. знал целые легионы мелких мастеров, отдавших и свое время и свое, увы, почти утерянное умение на украшение стен салонов, створок ширм, дверок экипажей, изощряясь на тысячи манер в изумительно искусной и в то же время скромной, вкрадчивой передаче всего того, что может служить декоративными мотивами или остроумными эмблемами.

Примечания

279 Jean Baptiste Marie Huiet родился в Париже 15 октября 1745 г. Он был един­ственным сыном живописца-геральдиста Никола Хюэ, пользовавшегося казенной квартирой в Лувре, которую и унаследовал Ж. Б. (он прожил в ней до 1802 г.). О родственных связях мастера с упомянутым нами выше Кристофом X. ничего не известно. Первым учителем Ж. Б. Хюэ был «зверописец» Дагомер, принадлежав­ший к Академии св. Луки. По возвращении Лепренса из России Ж. Б. поступает к последнему, однако настоящим вдохновителем мастера следует считать Буше, кото­рый был, вероятно, близко знаком с семьей художника. Хюэ признан «назначен­ным» в 1768 г., академиком —в 1769 г. за картину «Дог, бросающийся на гусей» (Лувр). С того же 1769 г. мастер участвует на выставках «Салона», посылая на них свои натюрморты, картины животных, пейзажи и пасторали. В 1775 г. он выставля­ет «Поклонение пастухов», в 1779 г. — большую картину «Геркулес и Омфала», выз­вавшую очень строгую критику. Кроме картин масляными красками, Ж. Б. выстав­лял гуаши, иногда очень больших размеров, и рисунки, из которых огромное коли­чество было гравировано facsimile обоими Демарто. С 1770 г. появляются и гравюры самого X., частью иллюстрирующие роскошные издания, частью имеющие назна­чение служить образцами для рисования. В 1789 г. мы находим X. в рядах граждан­ской милиции Севра, где художник имел дачу. Около 1800 г. он покупает довольно обширное поместье около Лонжюмо, проданное им в 1807 г. Умер X. в Париже 27 ав­густа 1811 г., несколько месяцев спустя после смерти своей второй жены. Все три сына Ж. Б. (от первого брака) были также художниками. Рисунки Nicolas (1770— 1830), состоявшего рисовальщиком при парижском Зоологическом музее, поража­ют тонкостью и точностью (с 1822 г. мастер состоял преподавателем «курсов ико­нографии» при музее). Второй сын — Francois Villiers (1772-1813) — был искусным миниатюристом, поселившимся под конец жизни в Англии. Младшему сыну — Jean Baptiste Hiiet le Jeune (1772—1852) — оторвало правую руку при осаде Мобежа, но энергичный художник выучился пользоваться левой рукой. Главным образом он гра­вировал со своего отца. Произведения старшего Хюэ разбросаны по частным кол­лекциям, в Лувре же он представлен всего только одной масляной картиной и од­ной пастелью. В Орлеанском музее картина 1775 г. Из частных коллекций особенно богаты произведениями X. (согласно его биографу Габильо 1892 г.) — Henri Lacroix, Alphonse Prevost, Dauphin. Альбомы акварелей Никола Хюэ хранятся в библиотеке Museum d'histoire naturelle. Кроме обоих Демарто, со старшего X. гравировали: Боне, Жанине (аллегория «Les sentiments de la nation"), Бриссо («Аллегория на корона­цию Людовика XVI»), Жюбье, Левелье, Лиже, Дюрьиссо, О. Мишель, Легран, Бо-варле и др. Полное собрание гравюр самого Ж. Б. появилось в XIII (1805) г. в Па­риже. См. С. Gabillot «Les Huet» в серии «Les Artistes celebres», Paris, 1892.

280 Piat Joseph Sauvage родился в Турне 19 января 1747 г.; первые познания в жи­вописи он получил от Жиллиса и Герарта в Антверпене, довершил же свое образо­вание в Париже. «Назначенный» Парижской Академии —в 1781 г.; академик —в 1783 г. за картину мертвой натуры, находящуюся ныне в Фонтенблоском замке. Ху­дожник принимал участие на выставках «de la Correspondance» 1783 г., «Академии св. Луки» 1774 г. и официального «Салона» с 1781 по 1804 гг. Большинство его кар­тин изображают барельефы или же натюрморты, в которых фигурирует скульптура. Умер мастер в Париже 11 июня 1818 г. Картины С. находятся в музеях Лилля, Мон-таржи, Монпелье, Монтобана, Орлеана, Тулузы, в замках Фонтенбло и Компьен, в соборе Турне (копии в виде барельефов с «Семи Таинств» Пуссена).

281 Jean Louis Prévost le Jeune родился в 1760 г. в Нуантеле (деп. Сены и Уазы); ученик Башелье; выставлял на выставках «Академии св. Луки» в Париже с 1774, с перерывами, до 1810 гг. картины цветов и птиц, а также пейзажи (частью испол­ненные гуашью). Умер в 1809 г. Представлен Прево в музеях Безансона, Анжера, Лангра и в Юсуповской галлерее.

282 Jean Jaques Bachelier родился в Париже в 1724 г.; «назначенный» — в 1750 г.; «академик цветочной живописи» — в 1752 г.; «академик исторической живописи» — в 1763 г. за картину «Смерть Авеля», которую ему было разрешено в 1764 г. заме­нить другой — «Римское милосердие» (ныне в Лувре); адъюнкт-профессор — в 1763 г.; профессор — в 1770 г.; адъюнкт-ректор — в 1792 г. Кроме того, Б. состоял постоянным директором Марсельской Академии, директором Севрской мануфак­туры и основал в 1765 г. даровую школу живописи на rue de la Médecine. Выставлял мастер в «Салонах» с 1751, с перерывами, до 1791 гг. натюрморты, цветы, охоты, изображения отдельных животных, исторические картины (м. п., одно «Воскресе­ние Христово» в 1759 г., исполненное энкаустикой) и аллегории. Умер мастер в Париже 14 апреля 1806 г. Б. представлен в замках Фонтенбло и Компьен, а также в музее Тура. Перу Б. принадлежит «Discours sur l'utilité des écoles élémentaires en faveur des arts mécaniques prononcé le 10 septembre 1766», Paris, 1789.

283 Anne Vàllayer, по мужу-адвокату (вступила в брак в 1786 г.) Coster, родилась в Париже 21 декабря 1744 г.; 28 июля 1770 г. избрана в «академики» за картины «Му­зыкальные инструменты» и «Инструменты живописи и скульптуры» (первая ныне в доме Министерства юстиции, вторая — в замке Фонтенбло). Выставляла картины с 1771, с перерывами, по 1817 гг. Умерла в Париже 27 февраля 1818 г. Две картины цветов г-жи В. К. находятся в Старом Царскосельском дворце. См. «Magasin Pittoresque» 1851 г., стр. 288 и «Journal des sciences, des arts et de la literature", № 88, an IX, 20 Vendem, стр. 257-8.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.