Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
VIII - Французские классики XVII века

1 - "Классики французской живописи"

Фр. Перье. Орфей в аду. Лувр. Париж

До сих пор мы говорили о тех французских худож­никах первой половины XVII в., которые остались в общей истории, и лишь в одном месте сделали отступление для графиков второстепенного дос­тоинства. В свое же время, наряду с Калло, Пус­сеном и Клодом и совершенно затмевая братьев Ленэн, работал целый ряд других отличных худож­ников. В течение долгого царствования академиз­ма именно они считались гордостью Франции. Ныне же эти знаме­нитые мастера отошли в область специального изучения.

Переоценка эта объяснима. Правда, все это художники, наделен­ные прекрасными талантами и уже наверное великолепные знатоки своего дела, доказывающие зрелое состояние французской школы в целом. Многие из них к тому же обнаружили себя в качестве отлич­ных декораторов, и можно лишь горько пожалеть, что почти все те декоративные ансамбли, которые были ими созданы, ныне, благода­ря вандализмам двух веков, частью погибли бесследно, частью извест­ны только по гравюрам. Но, с другой стороны, редкое произведение этих художников может нас сейчас порадовать или потрясти. Все их творчество несколько безлично и является более или менее удачным отражением того, что создавалось в Италии — особенно в Болонье и в Риме.

С другой стороны, уже то, что в течение целых двух веков именно эти художники представляли собой «классиков французской живо­писи», уже то, что на них, в равной степени с Пуссеном, воспитыва­лись все последующие художники академического типа, что их твор­чество постоянно обсуждалось и ставилось в пример, заставляет нас обратить на них внимание, хотя бы и лишенное энтузиазма. Но и кроме того, вся душа века, весь его вкус, все его художественные убеж­дения станут для нас ясными лишь после изучения этих мастеров. Клод был слишком недоступным для общего понимания поэтом, а лучшее, что есть в Калло и в Пуссене, оставалось даже для их по­клонников скрытым вплоть до самого XIX в. Наоборот, истинное уте­шение эстетам и всему прециозному вкусу своего времени доставля­ли Симон Вуэ, Франсуа Перрье, Лоран де ла Гир, Бланшар, Меллан, Шампень, оба Миньяра, Лесюер, Бурдон и, наконец, сам premier peintre du roi — Monsieur Lebran.Д'Арженвилль, этот характерный для академических воззрений ис­торик-компилятор, приписывает Симону Вуэ значение восстанови­теля во Франции хорошего вкуса и сравнивает его с трагиком Корне-лем97. Однако, если чем излюбленный художник двора Людовика XIII и отличался от своих непосредственных предшественников — Фреми-нэ и Дюбрейля, или от своего «конкурента» — Пуссена, так это и боль­шей свободой в приемах живописи, доходящей иногда до импрови­заторской развязности, и сильным привкусом недопустимого, с точ­ки зрения академических эстетов, натурализма. С другой стороны, те же черты, сближающие Вуэ с Гверчино, делают его искусство для нас более приемлемым, нежели искусство многих его современников — абсолютно выдержанных и строгих, и нужно думать, что в погибших с течением времени декоративных ансамблях, коими Вуэ украсил некоторые частные дома и почти все королевские дворцы, ясные крас­ки и эффектное пользование светотенью должны были производить исключительно радостное впечатление.

Примечания

97 Simon Vouet родился в Париже 9 января 1590 г. Ученик своего отца Лорана В. (ум. в 1630 г.), peintre ordinaire du roi. 14-ти лет С. В. так искусно писал портре­ты, что на него пал выбор, когда понадобилось написать портрет одной дамы, жив­шей в изгнании в Англии. В 1611 г. он сопровождает барона Harlay de Sancy в его посольстве в Константинополь и там по памяти пишет портрет султана Ахмета I. В ноябре 1612 г. В. отправляется в Венецию, где копирует произведения Тициана и Веронезе. В 1613 г. он в Риме, где попадает под влияние Караваджо. Позже он при­нимается за изучение Гвидо Рени. В 1620 г. Вуэ в Генуе работает для принцев До-рия. По возвращении в Рим в 1624 г. его выбирают в principe Академии св. Луки. Мастер, женившись на портретистке Вирджинии Девеццо, совершенно было утвер­ждается в Риме, когда внезапно является в 1627 г. приглашение его ко двору Людо­вика ХШ. С этого момента, получив звание «первого живописца короля», он ста­новится излюбленным официальным художником Франции и исполняет значитель­ные декоративные работы во дворцах Лувра, Люксамбура, С.-Жермена, Пале Рояля и др. Король брал у него уроки рисования и любил присутствовать при его работах. В позднейшее время В. был настолько завален заказами, что это стало сказываться на достоинстве его живописи. Он все более и более впадал в схематизм, а краски утратили свою прежнюю силу. Умер мастер 30 июня 1649 г. в Париже. Среди мно­гочисленных учеников Вуэ мы находим: Лесюера, Лебрена, его двух братьев и его сына Жака, Франсуа Перрье, П. Миньяра, Шаперона (представленного в Эрмита­же двумя картинами), Ш. Поэрсона, бывшего долгое время директором Римской Академии, обоих Тестеленов, Дориньи-отца, А. Дюфренуа и др. Из них наиболее близок к учителю его зять — искусный декоратор Michel Dorigny-рёге (1617—1665; академик —с 1663 г., профессор —с 1664 г.; автор карикатуры на Мансара). Все де­коративные работы Вуэ с течением времени погибли, но многие из них, к счастью, известны нам по гравюрам. Из сохранившихся произведений упомянем ряд картин в Лувре («Аллегория на богатство», «Портрет Людовика XIII», «Сусанна» и др.), картины в музеях Гренобля, Гавра, Лиона, Монпелье, Нанси, Нанта, Орлеана, Ту­лузы, Берлина, Дрездена. Эрмитаж обладает тремя характерными картинами мас­тера, из которых «Смерть Лукреции» носит еще сильно караваджеский характер. С В. гравировали его оба зятя — Дориньи и Тортеба, Кл. Меллан, П. Даре и мн. др. См. Charles Perrault «Eloge des hommes illustres».

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.