Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XVI - Жан Батист Симеон Шарден

1 - Истоки творчества Шардена

Ж. С. Шардэн. Прачка. Императорский Эрмитаж

Движение к краске, начавшееся еще с самых дней Роже де Пиля, достигло в первой половине XVIII в. своего апогея не только в творчестве Ват­то и его «группы», но и в творчестве другого ве­ликого французского живописца, стоявшего в сто­роне от товарищей и имевшего известное сопри­косновение лишь с самым «интимным» и «реальным» среди разобранных уже нами масте­ров — с Удри. Этот художник Жан Батист Симеон Шарден203 по-сво­ему ответил на призыв к упрощению искусства, раздавшийся в кри­тике еще при жизни Короля-Солнца. Ларжильер принял картины Шардена, принесенные на академический суд, за произведения любимых им нидерландцев и восторженно приветствовал их автора. И действительно, мечта французских колористов достичь прелести тех художников, в которых они видели свой идеал, была на сей раз не только осуществлена, но даже отчасти и превзойдена.

Ж. С. Шардэн. Натюрморт. Париж. Лувр

Шарден происходит, несомненно, от голландцев и, напротив, было бы натяжкой вести происхождение его по прямой линии от Ленэнов.

Ж. С. Шарлэн. "La Pourvoyeuse". Гравюра Леписье

Между смертью последнего из братьев-реалистов и выступлением Шардена прошло более пятидесяти лет — период времени достаточ­но длинный, чтобы считать его за «перерыв в цепи». За это же самое время, при всем преобладании академизма над жизненным искусст­вом, увлечение нидерландцами стало охватывать все более широкие круги общества и достигло настоящей повальной моды в те как раз годы, когда началось художественное воспитание Шардена204.

Кано. Пирог 6-го января. Гравюра Ф. Леба

Но, с другой стороны, нельзя назвать Шардена подражателем голландцев. При всем сходстве сюжетов, его мировоззрение, его вкус были ины­ми. Во многих отношениях его приходится считать более зрелым, более сознательным художником, вполне отвечающим тому утончен­ному пониманию искусства, которое возникло и развилось в «Афи­нах нашей эры». При всей своей кажущейся простоте, Шарден вели­кий искусник, великий чародей живописи, познавший такие красо­ты в окружающем нас мире, о которых до сих пор никто не подозре­вал и тайна подхода к которым после него оказалась столь же скрытой, как и до его появления. Для того чтобы простая глиняная кружка или гроздь винограда могли бы казаться не только красивым куском жи­вописи, но настоящей, полной прельщения поэмой, требуется совер­шенно особое откровение, особый дар видеть во всем красоту.

Примечания

203 Jean Baptiste Simeon Chardin родился в Париже (на rue de Seine) 2(12) ноября 1699 г. Он сын искусного столяра, специализировавшегося на изготовлении билли­ардов. Ученик видного академического живописца Pierre Jacques Cazes (1676—1754).

Призванный в помощники к Н. Н. Куапелю, Ш. впервые приступает к работе с натуры. Затем он состоит помощником у Ж. Б. и К. ван Лоо при реставрационных работах в Фонтенбло. Около этого же времени им написана и первая жанровая кар­тина, предназначенная служить вывеской для приятеля его отца — хирурга (сохра­нился лишь офорт Жюля де Гонкура с эскиза к этой картине, сгоревшей в отеле «Карнавал» во время Коммуны). Первое время Ш. состоит членом Академии св. Лу­ки. Всеобщее внимание обратил на себя на выставке «de la Jeunesse» 1728 г.; в 1732 г. натюрморт Шардена, изображавший до полного обмана бронзовый барельеф, при­водит в восторг Ж. Б. ван Лоо, который покупает его за двойную цену. Оба акаде­мических звания, «назначенного» и «академика», Ш., возбудивший восторг Ларжи-льера, получает в один и тот же день —25 сентября 1728 г. (за «Внутренность кух­ни» и «Плоды на мраморном столе»). В 1729 г. мастер работает для архитектора Мейссонье в Версале. В 1735 г. участвует на «ограниченной» выставке в Лувре. С 1737 г. принимает участие на выставках «Салона». В 1743 г. Щ. советник; с 1752 г. он получает королевскую пенсию в размере 500 фр. (с 1770 г. — прибавку в 400 фр.); с 1755 по 1774 гг. он казначей Академии; с 1757 г. — получает казенную квартиру в Лувре. В 1764 г. художник принимает заказ на картины для замка в Шуази. Первый раз Ш. женится 1 января 1731 г. на дочери торговца Marguerite Saintar (1735 г.); вто­рой его женой (с 26 ноября 1744 г.) была довольно зажиточная вдова Francoise Marguerite Pouget ( 1791 г.); сын Шардена, Пьер, подававший блестящие надежды, умер пенсионером в Венеции в 1768 г. Умер Ж. Б. С. Шарден 6 декабря 1779 г. в Париже. Произведения мастера находятся в музеях Лувра (31 картина), Бура (Bourg), Анжера (3 картины), Гавра, Шербура, Руана, Ниора, Стокгольма (9 картин), Карл­сруэ (7 картин), Потсдама (4 картины), Эрмитажа (3 картины), в частных собрани­ях гг. Бюро («Портрет портретиста Аведа», ближайшего приятеля III., 1737 г.), Де-лигана, Фулона де Во, Франсуа Фламенга, Анри Мишель-Леви и Леона Мишель-Леви, св. кн. Лихтенштейна в Вене (4 картины), Жаган-Марсиль, бар. Анри де Ротшильда (длинный ряд произведений, из которых лишь меньшинство достовер­но), А. Воллона. Гравировали с Шардена — Леписье, Кар, Кошен, Сюрюг, Леба, Флиппар и др. См. «Eloge de Chardin», составленный Haillet de la Couronne в «Мёт. Ined. sur la vie des members de PAcad.», т. II, 428, Paris, 1854; каталог распродажи Ш., составленный Joullain (1780); Ed. et J. de Goncourt «L'art du XVIII s.», изд. 1909 г., т. I, стр. 93; Ch. N. Cochin «Essai sur la vie de Ch.», публикованный Charles Henry (Paris, 1880); Lady Dilke «Chardin a Potsdam et Stokholm» в «Gazette des B. A.», 1899; L. de Fourcaud «J. B. S. Chardin» в «Revue de Part ancient et moderne», 1899; Ch. Normand «J. B. S. Chardin» в серии «Les Artistes celebres», Paris, 1901; G. Schefer «Ch.» в серии «Les grands Artistes», Paris, 1904; номер «L'Art et les Artistes», посвя­щенный выставке Шардена и Фрагонара в 1908 г.; Dayot et Vaillot «L'oeuvre de J. B. S. Ch. et J. H. Fragonard», Paris. 1908; Ed. Pilon «Ch.» в серии «Les Maitres de l'Art».

204 Любопытно, что мода на «маленьких голландцев» в начале XVIII в. была во Франции уже настолько сильной, что в Париже образовалась целая «фабрика» де­шевых имитаций этих художников. Сам Ватто находился одно время на службе у подобного «оптового плагиатора», и на его долю выпала обязанность изготовлять бесчисленные повторения «Читающей старухи» Жерара Доу, причем оригиналом ему служила не самая картина, а плохонькая гравюра с нее. «Голландскому вкусу» по­творствовали даже видные академические художники, в том числе Бон-Булон, Сан-тер, Бертен, Вернансаль. И в живописи Ватто современники отмечали «фламандс­кий вкус». К сожалению, почти ничего не известно о жанристе и архитектурном живописце парижанине Michel Boyer (1667—1724), который, судя по двум картинам в собрании Маркуардт в Берне, совершенно определенно имитировал голландцев П. де Хоога, Бегу, Хемскерка. В Трианоне имеется картина Буайе, писанная на зва­ние «академика» — «Дворец, построенный на канале»; Лилльский музей приобрел в 1890 г. картину, в которой пейзаж писал Буайе, а фигуры — Ватто, и подобная же картина, исполненная в сотрудничестве Ватто и Буайе, значилась на аукционе в Hotel de Bullion 1 декабря 1779 г. Возможно, что и на картинах в собрании Марку­ардт фигуры принадлежат другому художнику, если вообще верить атрибуции. Сре­ди голландцев особенно близок к Ватто и Ланкре Jan Carel Vierpiel или Vierpyl (род. ок. 1680 г.), представленный в Румянцевском музее картиной (напоминающей и берн­ских Воуег) «Концерт», помеченной 1712 г.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.