Сайт "История живописи Александра Бенуа", на котором вы находитесь, является электронной версией одной из самых масштабных работ знаменитого русского искусствоведа, художника и театрального критика Александра Николаевича Бенуа. На сайте можно прочитать краткую Биографию Александра Бенуа.

"Историю живописи" Александр Бенуа начал писать более ста лет назад, эта работа заняла у него более десяти лет и стала одним из первых и самых крупных исследований мировой живописи русским искусствоведом. Сегодня, "Историю живописи" Бенуа является классической работай и имеет несомненную историческую ценность. К сожалению после первого издания книга была переиздана только два раза незначительными тиражами, поэтому многие до сих пор не имели к ней свободного доступа. Цель нашего проекта: исправить эту историческую несправедливость.

Но этот сайт не просто перепечатанный текст книжки, мы постарались сделать уникальное электронное, красочное, интерактивное издание, которым удобно пользоваться. Большинство иллюстраций в данном издании это именно те картины которые Бенуа использовал в своей работе, только цветные, таким образом чёрно-белые иллюстрации из первоисточника заменены цветными. Мы стремились к максимально близкому соответствию нашей версии книги с дореволюционным изданием, созданным великим русским искусствоведом, поэтому данное издание можно с полной ответственностью назвать реставрационным.

Сайт является электронной версией первого издания книги Александра Бенуа, мы постарались сделать максимально точную копию и использовать именно те иллюстрации которые были в первом книжном издании.

Подробнее о работе Александра Бенуа "История живописи".

«История живописи» менее всего похожа на академический труд, исследующий культуру прошлого безотносительно к задачам современного искусства. Бенуа собирался довести изложение первой части книги до живописи импрессионистов и закончить вопросом о том, как «пейзажное отношение» заполнило современное искусство и «все в живописи приобрело одинаковое для художника значение с точки зрения «живописных» теорий, как мало-помалу и самый «пейзаж» стал утрачивать первоначальный смысл, уступая место исканиям абсолютно живописного характера». В этом отношении книга имела конкретный адрес: направленная против декадентства, понимаемого как движение, отказывающееся от реалистических традиций прошлого, она должна была показать, что «передовое художество» превращает живописца в одиночку, который из своей кельи хладнокровно смотрит на переливы красок и форм, не понимая внутреннего смысла явлений и не задаваясь целью понять их: «Прежние художники «пользовались глазом», настоящие — «в рабской зависимости» от него. Еще один шаг — и художники уйдут окончательно в себя, закроют самый вид на внешний мир, пожелав сосредоточить все внимание на игре форм и красок. Получится тогда полная слепота по отношению к внешнему миру».

В процессе работы над книгой Бенуа отказался от первоначального замысла: начиная с 18-го выпуска подзаголо­вок «Пейзажная живопись» уже не встречается, а в тексте преобладают общие оценки творчества мастеров и их произведений. Анализы и оценки эти порой настолько точны п выразительны, что вряд ли могут вызвать возражения и в наше время. Особенно в разделах, где гово­рится об итальянских художниках XIV—XV веков, о венецианской школе живописи, и прежде всего о Тициане, о живописи Италии XVII и XVIII столетий, о мастерах Нидерландов и Фландрии, о Пуссене и Ватто.

К 1917 году издание прекратилось на 22-м выпуске первой части книги, посвященном французскому искус­ству середины XVIII века. Но и в далеко не завершенном виде труд Бенуа может быть поставлен вровень с, лучшими достижениями русского академического искусствознания этой поры — исследованиями Д. В. Айналова, О. Ф. Вальдгауэра, И. Э. Грабаря, Н. П. Кондакова, Н. И. Романова; Б. Р. Виппер справедливо замечает, что его отдельные разделы могут расцениваться и как успех мирового искусствознания второго десятилетия XX века.

4-й том этой книги по-своему уникален. Каждый из трех предыдущих томов состоял из шести книжек. А в 4-й том вошли только первые пять. Текст 6-ой (последней) книжки был уже набран в петербургской типографии "Сириус", однако, случилась Октябрьская революция, и типография была разгромлена революционерами. Поэтому 4-й том обрывается на полуслове. К сожалению, остаток текста утерян для читателей безвозвратно.

Партнёрские ссылки:

  • Классический белый плинтус ЛДФ kalaris с доставкой по Москве и России.

Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.

Рейтинг@Mail.ru