Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XXIII - "Жанристы"

1 - Пейзажная живопись XVIII века

 

Последние главы о французской живописи в XVIII в. мы посвящаем изучению пейзажистов и бытописателей — «жанристов». Подобное пред­метное разделение представляется в данном мес­те не только допустимым, но и желательным, вви­ду того, что со всеми «большими художниками», с «неспециалистами», мы уже покончили и теперь остается заняться художниками, замкнувшимися в известную область251.

Жозеф Верне. Вид Бордо. Гравюра Леба

Начнем с пейзажа. Чтобы оценить вполне эволюцию, которую сде­лала французская живопись за XVIII в. в этой области, нужно по­ мнить то, что внесли в нее художники-«неспециалисты»: Ватто, Буше и Фрагонар. У первого небо и земля ожили согласно тем завоевани­ям правды, которые были сделаны еще Рубенсом и другими «сооте­чественниками» Ватто — фламандцами. Буше внес во французский пейзаж шутливо-кокетливую, пикантно-живописную ноту, заимство­ванную отчасти у Кастильоне и у других итальянцев252. С помощью этой ноты он и сообщил реализму нидерландского происхождения более нарядный, отвечающий требованиям XVIII в. оттенок. Нако­нец, Фрагонар воспел природу как великую общую любовницу, как вакханку, расточительную на ласки, пышную и радостную. В его жи­вописи французский esprit окончательно обновил формулы, шедшие из Нидерландов и Италии. Однако рядом с этими тремя универсаль­ными мастерами работало немало других художников, которые пове­ ли французский пейзаж от строгой условности grand style, завещан­ной Пуссеном, к поэзии простоты и обыденной правды, тем самым подготовляя почву для торжества реализма, столь характерного для позднейшей эпохи.

Жозеф Верне. Фрагмент одного из видов Тулона. Гравюра Леба

Не исключением среди этих «завоевателей правды» являются и два знаменитых пейзажиста Франции XVIII в.: знакомый уже нам Юбер Робер и Жозеф Берне. Первый, правда, изображал преимущественно здания — руины и «цельные» храмы, дворцы и акведуки. Истинная, однако, прелесть искусства Робера заключается в том, что и в его «ар­хитектурной» картине, совершенно утратившей свой строго археоло-гичный характер, властно воцарилась природа. Жозеф Берне253, кото­рого сейчас принято считать за какого-то деланного и условного «рас­сказчика о бурях», был на самом деле таким же искателем правды и прекрасным ее знатоком. Разумеется, не все в творении Берне оди­наково удачно. Часто, в силу все той же «ремесленности», мастер повторялся: многие свои особенности с течением времени он пре­вратил даже в трафарет. Но недочеты в творчестве Берне (вполне по­нятные при неимоверной его продуктивности) не должны препятство­вать занятию им места рядом с завоевателями правды. Нередко он является достойным наследником Клода, в других случаях он сопер­ничает в точной съемке с Беллотто, наконец, в длинном ряде картин мастера можно считать предтечей Тернера и всей той английской шко­лы, которая избрала своей задачей изображение «разъяренных стихий».

Примечания

251 Некоторые из этих специалистов обладают оттенком ремесленности. Но при этом нужно вспомнить, что в ту эпоху ремесло и искусство шли рука в руку. Ведь некоторой ремесленностью отличались даже два величайших живописца века: Гварди и Шарден. С другой стороны, любой художественный ремесленник в XVIII в. был подлинным художником. В ограниченную свою сферу он приносил всю сумму любви и внимания, которыми были полны его «великие» собратья — будь то Ватто, Буше или Фрагонар. В те времена и токарь точил свою коробку, и бронзовщик отливал свой подсвечник с тем трепетом, с тем восторгом, которые в позднейшее время, с момента полного порабощения вкусов академической ересью, стали считаться уде­лом лишь «высших художественных рангов».

252 Из многочисленных подражателей Буше в пейзажной живописи особенно близко к нему подходят два его ученика: Лепренс, о котором подробнее мы будем говорить в главе о бытовых живописцах, и Жюлиар. Nicolas Jacques Juliard родился в Париже в 1715 г.; «назначенный» — в 1754 г.; академик — в 1759 г.; выставлялся в «Салоне» с 1755 по 1785 гг. Умер 19 апреля 1790 г. в Париже. Красивый пейзаж его (1759 г.) находится в музее Тура.

253 Claude Joseph Vernet, сын живописца-декоратора Антуана В. ( ум. 10 декабря 1753 г.), родился в Авиньоне 14 августа 1714 г. Ученик своего отца, при котором вначале он состоял помощником. Проявление, однако, совершенно исключитель­ных способностей в сыне заставило Антуана расстаться с ним и поручить его свое­му другу маринисту Jean Viali, у которого Ж. и поселился в Эксе. Всего 17-ти лет художник получает заказ расписать дом маркизы де Симиан, и успех этой работы побуждает поощрителей отправить Жозефа на общий счет в Рим (1734 г.). Здесь он пользуется уроками Fergioni и Манглара. В 1739 г. он посылает эксским меценатам де Комон и де Кэнсон две картины — «Извержение Везувия» и «Бурю». Около того же времени В. начинает пользоваться успехом в римском обществе и во француз­ской колонии (послом тогда состоял герцог де Сент-Эньян). В 1745 г. художник женится на дочери командующего папскими галерами Сесиль-Виржини Паркер. С 1746 г. он начинает посылать свои картины в парижские «Салоны». В 1750 г. мар­киз Мариньи заказывает ему две картины для своей сестры маркизы Помпадур. Трижды —в 1751, 1752 и 1753 гг.—Ж. Берне совершает путешествие во Францию. В последний раз он привозит с собою картину «Закат солнца», за которую избира­ется в «академики» («назначенным» мастер состоял еще с 1745 г.). Тогда же уста-новляются условия, касающиеся грандиозного королевского заказа — изобразить главнейшие порты Франции, после чего Ж. В. и приступает к работе, переезжая со своим семейством с места на место (одновременно мастер заключает договор с Ф. Леба относительно воспроизведения этих картин в гравюрах). В 1761 г. пятнад­цать картин «Портов» были готовы, однако после этого Ж. Берне, которому надоело вечное странствование, прерывает работу и поселяется в Париже (в июне 1762 г.; отчасти на такое решение повлияла и война с Англией и связанные с этим препят­ствия для свободной работы в портах Ла Манша. В 1763 г., впрочем, В. заканчивает свой вид Дьепа). В 1774 г. мастер принужден расстаться со своей женой, впавшей в безумие. В 1776 г. дочь его выходит замуж за архитектора Шалгрена. Умирает ху­дожник в Париже, в своей луврской квартире, 3 октября 1789 г. Выставлял свои картины В. в «Салоне» с 1747 по 1789 гг.; в «Salon de la Correspondance» он участво­вал дважды — в 1779 и в 1782 гг., в том же 1782 г. Palm de la Blancherie устроил сепа­ратную выставку из всех произведений мастера, которые удалось собрать из част­ных коллекций. С 1766 г. В. состоял советником Академии. Картины В. главным образом сгруппированы в Лувре («Les Ports de France» висят не в самой галерее, а в смежном «Musee de la Marine", откуда давно пора их взять для помещения в более достойном месте). Немало произведений Берне разбросаны и по дворцам Версаля и Компьена, а также по музеям Экса, Анжера, Безансона, Блуа, Шартра, Лиона, Марселя, Монпелье, Нанта, Орлеана, Руана, Сент-Этьена, Мюнхена, Берлина, Сток­гольма и Лондона. В русских собраниях В. представлен также исчерпывающим об­разом — в Эрмитаже восемнадцатью картинами, характеризующими все эпохи и все приемы мастера, в Академии Художеств — пятью картинами (среди них два пре­красных вида виллы Альбано), в Румянцевской галерее, в галерее кн. Юсупова (ред­кий interieur и др.), в коллекциях Л. Н. Бенуа, Александра Бенуа (две гуаши) и др. Кроме Леба, с В. гравировали Алиаме, Авриль, Балошон, Базон, Беназек, г-жа Берто, Куле, Дуре, Тардье, Лево, Флиппар. См. «Gravures des vues perspectives des ports de France d apres les tableaux appurtenant au roi peints par M. Vernet»; «Pieces historiques de la vie de M. Vernet», 1789; «Eloge de J. V. par A. R. L.», 1826 (из «Annales de la literature et des arts», т. XXIV, вып. 307); Henri Delaborde «Le paysage et les paysagistes en France* в «Revue des deux Mondes, 1 апреля 1852 г.; Leon Lagrange «Papiers de J. V.» в «Archives de l'Art franeais». Documents Т. Ill, p. 333-364, Paris, 1853-1855; его же «J. V, sa vie, sa famille, son siecle», Bruxelles, 1858; его же «Les Vernet, J. V. et la peinture au XVIII s. avec la texte des livres de Raison (род семейной хроники) et un grand nombre des documents inedits», Paris, 1864.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.