История живописи
Испанская живопись с XVI по XVII век
XI - Вальдес Леаль
1 - Конфликт с Мурильо
В истории севильской школы сохранилось воспоминание о тех неприязненных чувствах, которые питал Вальдес Леаль к Мурильо, и о тех интригах, которыми этот мастер отравлял существование своего знаменитого собрата. В этом хотят видеть проявление зависти Леаля, действительно пользовавшегося менее громкой славой и меньшим почетом, нежели Мурильо69. Однако настоящую причину неприязни Леаля к Мурильо проще видеть в громадной разнице между характерами и дарованиями обоих мастеров. Нервный, резкий, вечно возбужденный, глубокий пессимист Леаль действительно не должен был выносить живопись мягкого, элегично настроенного, полного упования Мурильо. И к этому еще присоединилась разница в красочном вкусе. Леаль последний из «ясных» кра-сочников Испании; он любит цветистые перламутровые переливы и не боится ярких ударов, тогда как Мурильо — весь сдержанность, при-тушенность, «сурдинка».
При всей разнице в творчестве, оба мастера, однако, принадлежат к одному моменту истории испанской живописи — к ее склону, к «началу упадка». Но только у Леаля это выражается не в сентиментальном настроении, не в грации жестов и поз, не в преувеличенном изяществе, а в некоторой мелочности форм, в тесноте и плохой уравновешенности композиции, более же всего — в самом выборе тем. Самыми характерными для Леаля картинами являются две знаменитые его аллегории на мирскую суету, исполненные мастером по заказу «раскаявшегося Дон Жуана Севильи XVII в.» — Маньяры70.
1 - Конфликт с Мурильо
2 - Живопись Леаля69 Juan de Valdes-Nisa-Leal родился в Севилье 4 мая 1622 г. (отец художника был родом из Португалии), однако, свое образование Хуан получил (у Антонио дель Кастильо?) в Кордове, и там же в 1654 г. он женился на Изабелле де Моралес-и-Каррасквиллья; юноше покровительствовали граф де Ареналес и маркиз де Вилья-манрике; до 1656 г. Вальдес Леаль в Севилье не упоминается, несколько же юношеских работ до сих пор находятся в Кордове («Св. Андрей» 1648 г. в Сан-Фран-сиско) и в близкой Кармоне (1653 г.). К 1657 г. относятся красочные, пышные картины для монастыря S. Jeronimo de Buenavista (ныне в музее Севильи, в Дрездене и в Гренобле); к 1658 г. — один из шедевров мастера — монументальный, характерно барочный «Ретабль св. Ильи» в монастыре кармелитов в Кордове; к 1659 г. —
ряд картин для монастыря S. Benito de Calatrava (в ныне закрытой для публики церкви монастыря «Montesion»); в 1660 г., при основании Севильской Академии, Вальдес Леаль значится ее «консулом», однако уже в том же году он, ввиду своего назначения «алькальдом живописи» в гильдии св. Луки, принужден отказаться от этой должности (в 1663 г. Вальдес Леаль снова числится мажордомом Академии, а потом его выбирают и президентом; именно в академической жизни ярче всего обнаружился сварливый и завистливый характер художника); к 1661 г. относится «Непорочное зачатие» в Лондонской галерее; в 1665 г. Вальдес упомянут в числе призванных к отбыванию воинской повинности в войне против Португалии (в документе его считают уроженцем Севильи); к 1667 г. — картина «Бракосочетание Богородицы» в соборе Севильи; приблизительно в 1670 г. в сотрудничестве с сыном Лукасом написаны картины «Жития св. Игнасия» в Севильском музее; в эти же годы художник занимается гравированием крепкой водкой. Высшей точки Вальдес достигает в работах 1672 г., исполненных им для госпиталя Caridad — в так называемых «Las Postrimerias»: «Триумфе смерти» и «Аллегории на бренность»; в этом же году он проводит несколько месяцев в Кордове; к 1674 г. относится ретабль, перенесенный из Сан-Франсиско в Capilla de Sagrario Севильского собора; в 1680-х гг. Вальдес занят как писанием картин для церквей, так и росписью лепных частей монументальных ретаблей, исполненных его товарищами-скульпторами; особенно значительна для этого периода картина для S. Clemente «Процессия св. Фердинанда» и роспись купола в этой же церкви; к 1686 г. относится картина в Прадо «Христос среди учителей»; в 1686 г. он занят для церкви Hermandad de los Venerables Sacerdotes (работы эти были закончены его сыном Лукасом). В 1689 г. Вальдес разбит параличом; умер мастер 14 октября следующего года. Дочь художника, Луиса де Моралес, вышедшая впоследствии замуж за Фелипе Мартинеса, была также художницей, писала миниатюры и гравировала крепкой водкой. Лукас де Вальдес родился в 1661 г.; умер (в Кадисе) в 1724 г. Ему принадлежат, кроме нескольких фресок в «Venerables Sacerdotes», большие фрески в S. Pablo: «Процессия св. Ферд-нанда» и «Аутодафе Диего Дуро 1703 г.». Из других учеников Вальдеса Леаля — Ignacio de Leon Salcedo, Pedro de Uceda (1741 г.), Francisc Martinez de Cazorba, Clemente de Torres (1665—1730). Некоторый интерес представляет для нас последний, ибо ему приписывают в Эрмитаже близкую к Мурильо картину «Св. Иосиф»; однофамилец Клементе, сверстник Вальдеса Леаля — Matthias de Torres (1631—1711) — также представлен в Эрмитаже подписанной 1697 г. картиной «Представление во храм»; последний художник вместе с сыновьями славился, главным образом, в качестве фрескиста-декоратора, но писал также пейзажи и баталии. О Вальдесе Леале см.: докторскую диссертацию Celestino Martinez у Lopez «Valdes Leal y sus discipulos», Sevilla, 1907 г.; D. Aureliano de Beraete у Moret «V. L.» в «L'art et les artistes», 1911, февраль; E. Romero de Torres «V. L.» в «Museum», 1911, IX, и «La patria de V. L.» там же, 1912, III; P. Lafond «V. L.» в «Gazette des Beaux Arts», 1911 (ноябрь, декабрь) и отдельной книгой в 1914 г.; A. L. Mayer, глава X, в «Die Sevillaner Malerschule».
70 Кавалер ордена Калатравы дон Мигуэль де Маньяра де Лека (1626—1679) является одним из воплощений бессмертного типа «Дон Жуана», этого подлинного порождения чувственной, насыщенной жизненными соками Андалузии. Но только этот «безбожник и развратник» кончил свое существование иначе, нежели его предшественник Дон Жуан де Тенорио, легенда о котором была использована Тирсо де Молина в драме «Burlador de Sevilla», появившейся через четыре года после рождения Маньяры. Проведши бурную молодость, последний внезапно переменил образ жизни, принес публичное покаяние в своих грехах и посвятил себя всецело делам благотворительности. Грандиозным памятником этого назидательного покаяния, во время которого Маньяра не переставал оставаться меценатом, было превращение (с 1661 г.) старого госпиталя Сан-Хорге в великолепное богоугодное заведение, получившее название «La Caridad». Для церкви этого госпиталя Мурильо исполнил ряд своих наиболее значительных картин, из которых шесть еще на своих местах; для «хора» той же церкви Вальдес Леаль исполнил (около 1670 г.) знаменитые две картины, самые жуткие и самые красивые по краскам во всем его творении. Кроме того, Вальдес Леаль написал для Caridad и портрет раскаявшегося грешника, висящий ныне с прочими реликвиями в Sala del Cabildo. Аналогичную с данными аллегориями на «Суету сует» картину мне случилось видеть в 1909 г. у одного частного лица в Петербурге. Ее темный тон не позволяет, однако, вполне верить, что это произведение красочного Вальдеса Леаля.