Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XIV - "Графики"

1 - Старшее поколение графиков

Ш. Марилье. Виньетка из серии "Les Illustres Francais". Гравюра Понса.

Ещё при жизни Ватто образовалась плеяда искус­ных мастеров, посвятивших себя простому изоб­ражению действительности, а чем дальше мы уг­лубляемся в столетие, тем число бытовых худож­ников становится больше и тем самая эта отрасль становится популярнее. Значительная часть бы­товых художников работала для книги и извест­на под собирательным названием «виньетистов». Другие мастера отдавали свои силы живописи масляными красками и гуашью, причем зачастую не сами их картины предназначались для публики, а лишь репродукции в отдельных эстампах284.

Гравело. Чтение. Гравюра Гильяра

Когда-то считалось, что французская живо­пись XVIII в. представ­ляет собою наибольшее уклонение от жизни в сторону жеманности и лжи. В старинных исто­риях и учебниках най­дутся всяческие порица­ния, направленные про­тив тех «упадочников», на смену которым затем явилось «оздоровляю­щее» и «облагорожен­ное» искусство класси­ков с Менгсом и Дави­дом во главе. Отголоски этого отрицательного от­ношения изредка еще слышатся и до сих пор в разговорах людей, на веру принимающих то, что говорится в общедо­ступных книжках. Одна­ко малейшее внимание к прошлому учит совершенно иному. Оказы­вается, что живопись Франции XVIII в., наряду с голландской шко­лой XVII в., есть одно из самых ярких и полных проявлений жизни в искусстве, и блестки жизненной красоты разбросаны здесь в таком изобилии, что даже самая широкая память и самый пламенный эн­тузиазм не могут охватить всех ценных явлений, а приходится огра­ничиваться лишь «вершинами» и избранниками.

Ш. Эйзен. Иллюстрация из Овидьевых "Метаморфоз". Гравюра Лемира

Начнем с «виньетистов» или, как принято называть таких худож­ников в наше время, «графиков». К старейшему их поколению при­надлежат Гравело, Эйзен и Кошен285. Воспроизведенная в гравюре картина «La lecture" Гравело позволяет зачислить мастера в группу са-мых тонких и правдивых «шарденистов и, по всей вероятности, ху­дожник не ограничился одиноким выступлением в живописи, но со­здал несколько подобных картин, соединяющих строгий реализм с изумительным чувством изящного. Но сейчас личность Гравело нам знакома, кроме этой картины, лишь по иллюстрациям и особенно по виньеткам, выдающим иногда своеобразное отношение к иллюстри­руемому автору и всегда — тонкое понимание законов книжного убо­ра. С особенным мастерством Гравело распоряжается фигурами жен­щин и детей; в первых он способствует созданию того изнеженного «канона грации», который обнаружился в более значительных произ­ведениях Клодиона и Фальконе; в распоряжении же «детскими акте^ рами» Гравело дает волю своему остроумию, своей философии благо­душного скептика, взирающего на всю жизнь, как на сплошную игру взрослых ребят

Примечания

284 Спрос на гравюры достиг чрезвычайной степени после изобретения разных способов воспроизведения facsimile и в красках. Характерно, что от большинства мастеров, работавших для гравюры, сохранилось лишь ограниченное количество оригинальных произведений, и тем не менее о каждом из них мы имеем довольно полное представление благодаря гравюрам, иногда исполненным самими художниками-композиторами, чаще же — специалистами по воспроизведению, среди кото­рых мы находим совершенно исключительных виртуозов: Древе, Флиппара, Масса-ра, специалистов по гравюрам в красках: Даготи и Демарто и массу других.

285 Вспомним, что так или иначе к той же семье графических художников и хро­никеров жизни принадлежат и многие из выделенных нами «больших» художни­ков: Буше с группой его непосредственных последователей, Удри и Габриэль де Сент-Обен. Никто из них не гнушался выступать в качестве действительных иллюстраторов и уборщиков книги. Так, например, Буше успевал между мифологическим пла­фоном, алтарным образом, театральной декорацией и портретом «Маркизы» набра­сывать небольшие композиции для изданий Мольера или Овидия, и эти его «пус­тячки» нисколько не уступают в чисто художественном смысле всему, что изуми­тельный мастер создал в других, «более важных» областях.

286 Hubert François Bourguignon, прозванный «Gravelot», родился в Париже 26 марта 1699 г.; сын зажиточного портного, который дал своим детям тщательное воспита­ ние, определив их в «Коллегию четырех наций» (старший брат Г. был впоследствии известным географом, носившим прозвище «d'Anville»). Юношей Гравело зачисля­ется в свиту посольства герцога де ла Фельяд, отправлявшегося в Рим, но застряв­шего по дороге в Лионе. Отсюда Г. пишет комические послания к брату с просьбой о деньгах, после того как он все истратил на покупку книг (эти письма показались достаточно остроумными, чтобы быть напечатанными в журналах). Некоторое вре­мя юноша живет снова в Париже, но затем, по просьбе отца и, вероятно, за какое-нибудь похождение романического порядка, его выселяют в Сан-Доминго, где Г. остается несколько лет, занимаясь картографическими работами и торговлей. Око­ло 1730 г. Г. возвращается на родину и только тогда серьезно начинает заниматься искусством. Учителями он себе выбирает Ресту и Буше. В 1730 г. появляются пер­вые его иллюстрации — еще не особенно зрелые — к «Басням» Лафонтена и серия «Игр». В 1732 г. он переселяется в Лондон, где встречает большой успех, учреждает частную Академию и сближается со всем художественным и театральным миром. По прошествии пятнадцати лет он возвращается во Францию и здесь сразу занима­ет первое место среди книжных иллюстраторов. В 1748 г. появляется украшенное им издание книги г-жи Дюбокаж «Le Paradis terrestre»; в 1753 г. — иллюстрации к «Manon Lescaut», в 1757 г. — к Бокаччио, в 1759 г. — серия виньеток к его собствен­ным стихам «L'Almanach», в 1761 г. — серия к «Nouvelle Héloïse» Руссо. В эти же годы мастер был занят иллюстрациями к большому изданию Вольтера (изд. Краме­ра), появившемуся лишь в 1768 г.; в 1764 г. появляется с иллюстрацией Гравело из­дание Корнеля, предпринятое Вольтером в пользу внучки великого драматурга, к 1765 г. относится одна из лучших серий мастера — иллюстрации к «Сказкам» Мар-монтеля. В иллюстрациях позднейших лет чувствуется уже известное утомление («Bibliothèque des artistes», драмы Фенульо де Фольбер, драма Бомарше «Eulalie», «Ме­таморфозы» Овидия, «Almanach iconologique», издание Расина 1768 г. и парижское издание Тассо 1776 г.). Гравело вел замкнутый образ жизни; он был дважды женат и, что характерно для него, оба раза «без уведомления своих родных». В последние годы зрение мастера очень ослабло. Умер Г. от болезни желудка 19 апреля 1773 г. в Париже. Оставшиеся в его наследстве рисунки распродались за гроши. См. J. et Ed. de Goncourt «L'Art du XVIII s.», изд. 1910 г., т. И, стр. 265—323, и Baron R. de Portalis «Les dessinateurs d'illustrations du XVIII s.», т. I, стр. 270—294.

287 Кроме Шардена, вспоминается при взгляде на эту гравюру — Лиотар.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.