Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XX - Жан Оноре Фрагонар

1 - Искусство Фрагонара

Ж. О. Фрагонар. Праздник в С. Клу. Собрание Л. Гольдшмидта

Фрагонар был на десять лет моложе Сент-Обе­на, и эта разница в годах сказывается определен­ным образом в самом характере его творчества243. В Сент-Обене еще очень отчетливо слышатся, наряду с нотами Буше, отголоски поэзии Ватто. И он был «un peu berger»; весь его «цинизм» очень тонкого вкуса, очень благородного тона. Фраго­нар, самый близкий к Буше художник, в то же время как бы предвещает мастеров эпохи Второй империи, и это не только потому, что последние (и среди них удачнее всего Барон, Шан лен и Зичи) подражали ху­дожникам XVIII в., а пото­му, что здесь наблюдается и сходство по существу. Осо­бенно они сближаются в своем отношении к Эросу, носящем оттенок какой-то чрезвычайной откровеннос­ти. Но похожи они и вооб­ще всем тем, что можно на­звать своеобразной формой «романтизма». В их увлече­нии пышностью, сладостью и всякими вкусовыми «экс­цессами» замечается какое-то отсутствие меры. Беспо­добный живописец Фраго­нар — однако не одно его южное происхождение, но и какие-то отражения общего состояния культуры нало­жили на его искусство отте­нок экзотизма, почти что «растакуэрства», и тем самым его творче­ство резко отличается от подлинного аристократизма Буше. Самая необузданность проявления во Фрагонаре живописного темперамен­та должна была запереть перед ним дворцовые двери.

Ж. О. Фрагонар. Музыкант. Лувр. Париж

Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво­бодно, и слишком ярко, и слишком цветисто, и слишком шаловливо. В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к француз­ской.

Ж. О. Фрагонар. Самопожертвование первосвященника Кореза. Гравюра Данзеля с картины в Лувре
Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим, и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу». Он пишет живописные повести во вкусе Грёза и всей своей живописи придает оттенок чего-то чистого, вымытого и прямо даже лощеного. Но старый подлин­ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку.
Ж.О. Фрагонар. Качели.

Нет-нет и промелькнет гривуазная шутка, отдающая настроением отдель­ных кабинетов, нет-нет и сверкнет яркое, веселое живописное пятнышко, несомненно возбуждавшее святое негодование в строгих неоримлянах и неогреках, сплоченных вокруг своего вождя Давида, и всюду сказывается великий сладострастник искусства не просто пи­шущий, а все время «смакующий» свою работу, все время радующий­ся собственной виртуозности и совершенно игнорирующий трудности ремесла244.

Примечания

243 Jean Honore Fragonard родился в Грассе в 1732 г.; 18 лет прибыл из Прованса в Париж, где семья художника вела процесс, совершенно ее разоривший. Сначала Ф. служил клерком у нотариуса, но затем настойчивое его желание побудило мать представить юношу Буше, направившего его предварительно к Шардену. По про­шествии шести месяцев Фрагонар снова предстал перед Буше, который на сей раз, пораженный его успехами, принимает Жана Оноре в число своих учеников. В 1752 г. Ф. получает первую академическую награду за картину «Иеровоам, поклоняющий­ся идолам» и отправляется на казенньгй счет в Рим. В «Вечном городе» он сближа­ется с Юбером Робером и с прибывшим в Италию в 1759 г. просвещенным аббатом Сен-Нон. Из старых мастеров особенно усердно Ф. изучает Бароччио, Солимену, Кортону и Тьеполо. В 1759 г. мастер совершает путешествие в Неаполь и Сицилию, делая бесчисленные пейзажные этюды и зарисовывая все, что его поражало из ос­татков античного искусства. По возвращении во Францию в 1765 г., Ф. произведен в «назначенные» за картину «Каллироя, или самопожертвование первосвященника Кореза», однако звание «академика» мастер так и не получил, а с 1767 г. даже пре­кратил принимать участие в официальном «Салоне», обиженный невнимательным к себе отношением художественной администрации. В 1779 г. Ф. выставил в «Salon de la Correspondance». Совершив вторичное путешествие в Италию в обществе и на средства финансиста Онезима Бержере, Ф. принужден был вслед за тем возбудить судебное преследование против своего мецената, присвоившего себе все его этюды, за которые в конце концов Бержере должен был заплатить 30 ООО фр. В 1772 г. Ф. занят декоровкой гостиной графини Дюбарри; в 1773 г. он расписывает «отель» танцовщицы Гимар, но ссора с последней заставляет его бросить работу, которая была закончена его учеником Давидом. Целую галерею картин мастер исполнил и для герцога де Люина. Революционные годы постепенно разорили художника, и это, в связи с изменой общественных вкусов, сказавшейся даже на искусстве его ученицы M-lle Gerard и его родного сына, сообщило печальный оттенок всему за­ключительному периоду его жизни. Умер Ф. в Париже от удара, в кафе Du Perron в Пале-Рояле, 22 августа 1806 г. Упомянутый сын Ф. Alexandre Evariste (1780, Грасс — 1850, Париж) принадлежал к выдающимся художникам времени Наполеона I и Реставрации. Огромное количество картин Ж. О. ныне разбросано по музеям Лув­ра, Амьена, Гренобля, Лилля, Нанси, Орлеана, Марселя, Wallace в Лондоне и по частным коллекциям (в собрании Пирпонта Моргана — панно из Грасса). В Эрми­таже мастер представлен двумя картинами («Семейство фермера» и «Поцелуй ук­радкой»); несколько картин Ф. находятся в галерее кн. Юсупова. Рисунки Фраго­нара имеются или имелись в музеях Лувра, сэра Р. Уоллеса в Лондоне, Безансона, в собраниях П. Декурселя, г. С. Бардак, маркиза Бирона, С. П. Яремича, Анри-Ми-шель-Леви, Монтенер, Ж. Дусэ, Анри Панье, барона Порталиса, барона Эд. де Рот­шильд и т. д. Гравировали с Фрагонара Н. Ф. Реньо, Ж. Матье, М. Био, Н. Делонэ, Ж. Ф. Боварле, Миже, Понс и др. См. R. Portalis «Fragonard, sa vie, son temps, son oeuvre», Paris, 1900. V. Joscz «Fragonard», Paris, 1901; P. de Nolhac «J. H. Fragonard",

Paris, 1907; L. de Fourcaud «Ноnоre Fragonard» в «Revue de Part anc. et mod.», 1907, I; F. Naquet «Fragonard», Paris, 1890; A. Dayot et L. Vaillot «L'oeuvre de Chardin et de Fragonard», Paris, 1907; W. Fred «Fragonard» в серии «Die Kunst», Berlin.

244 «Фраго», рядом с Шарденом, бесспорно величайший живописец Франции XVIII в.; и, кроме того, он один из самых волшебных рисовальщиков той эпохи, в которую красивый и изящный рисунок сделался почти общим достоянием. У Фрагонара масляная краска, сангвина или pierre d'ltalie бегут, изгибаются, то раздавлива­ются всей своей жирной массой, то утоняются в едва заметные нити, — все это так свободно, так всюду кстати, точно не распоряжается ими рука, а их собственная прихоть. И стоит художнику от этих твердых и непослушных веществ перейти к акварели, как он находит совершенно новые приемы, легкие как дуновение, сооб­щающие каждому мазку прозрачность воздуха. В первый период он пишет бодро, иногда почти жестко, щеголяя энергией удара. В последний период он доводит за­конченность до последних пределов. Однако и там и здесь он остается чудесным красочником, бесподобным живописцем.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.