Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
XIII - Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес

1 - Пробуждение испанской живописи

 

Гойя. После смерти. ("Nada. Ello dira")

Почле целого века летаргии испанская живопись снова пробуждается в лице Гойи83. Но самое это пробуждение не носит здорового характера; это не возвращение к прежней устойчивости и про стоте. Заснула испанская живопись под сенью впавшей в окончательное суеверие церкви; про снулась она под отдаленные раскаты приближа ющейся революции и под шепот тех учений, в ко торых гораздо больше места сомнению и отрицанию, нежели упова нию и утверждению. 

 

Гойя. Гончарный рынок. Картон для шпалеры. Мадрид. Прадо

Притом пробуждение это оказалось не общим воспламенением, а лишь отдельной вспышкой — творчеством одинокого художника.

 

Примечания

83 Francisco Jose Goya у Lucientes, сын крестьянина Хусепе Гойи и Грасии Луси-ентес, принадлежавшей к обедневшей дворянской фамилии, родился 30 марта 1746 г. в местечке Фуендетодос (провинция Арагон); возможно, что первые сведения в ри­сунке Франсиско получил от своего старшего брата Томаса, бывшего по профессии позолотчиком; рано проявившиеся способности Франсиско побудили его родителей (по настоянию одного монаха или — по другим сведениям — графа де Фу-ентес) отдать мальчика в славившуюся школу сарагосского живописца Лусана Мар-тинеса — «живописца короля и инквизиционного ревизора живописи»; в этой школе опытного декоратора Г. пробыл около шести лет, после чего он был вызван своим товарищем Франсиско Байеу в Мадрид, где последнему были поручены довольно важные работы во дворце; считается, что приключение романтического порядка заставило Г. покинуть (около 1766 г.) столицу и искать спасения во временном из­гнании за границей; как бы то ни было, несколько лет Гойя провел в Италии, и мы находим следы его. в Парме, где в 1772 г. он принимал участие в конкурсе, объяв­ленном Академией (темой был «Переход Аннибала через Альпы»). В 1774 г. Гойя возвращается и вскоре после того, представленный своим другом Байеу (на сестре которого, Хосефе, художник женился) всемогущему при дворе Рафаэлю Менгсу, ма­стер получает заказ исполнить картоны для шпалер королевской мануфактуры Santa Barbara; первый картон — «Завтрак на траве» — был представлен 31 октября 1776 г.; последним в серии является картон «Жмурки» (1791 г.; всего картонов около 40). В 1778 г. король-меценат Карл III приобретает у Гойи коллекцию офортных досок, гравированных с картин Веласкеса; 7 мая 1780 г. Гойя принят в число членов Акаде­мии Сан-Фернандо; весной следующего года начинаются его декоративные работы по росписи одного из куполов грандиозного храма в Сарагосе Nuestra Senora del Pilar, во время которой вспыльчивый художник поссорился со своим зятем Байеу, имев­шим общее наблюдение над декоровкой церкви; к декабрю 1784 г. состоялось освя­щение церкви San Francisco el Grande в Мадриде, одна из капелл которой была укра­шена картиной Гойи «Проповедь св. Бернардина»; 29 июня 1786 г. мастер получает давно ожидаемое назначение «живописца короля» — «pintor del Rey». К 1780-м гг. относятся и первые портреты Гойи, создавшие ему громадную славу и позволившие ему ближе ознакомиться со странным упадочным миром королевской семьи и при­дворных (приблизительно к 1782 г. относится портрет Карла III в охотничьем кос­тюме, к 1783 г. — семейный портрет герцогини Альба, к 1799 г. — семейный портрет Карла IV). В это же время возник ряд небольших жанровых картин («La Cucana» 1787 г., «Romeria di San Isidoro» 1789 г. и др.). 30 апреля 1789 г. Гойя дает присягу в качестве «камерного живописца». Приблизительно с 1791 г. мастер занят серией офортов, которые в объединенном сборнике были впоследствии (в 1803 г.) изданы под заглавием «Los Caprichos»; в это же время начинают сказываться первые при­знаки глухоты Гойи (совершенно оглох мастер по возвращении своем из Сан-Лука-ра, куда он добровольно сопутствовал впавшую во временную немилость герцоги­ню Альба). К 1798 г. относятся последние декоративные работы Гойи — фрески в куполе часовни San Antonio de la Floida за стенами Мадрида; 31 октября 1799 г. он получает назначение «первого живописца короля». Политические события, вверг­нувшие королевскую семью в изгнание, а Испанию в ужасающую войну с францу­зами, заставили Гойю удалиться из Мадрида, и мастер целые годы провел почти в полном уединении в своей усадьбе; за это время им награвированы «Los Desastres de la Guerra» и таинственные, жуткие листы, носящие название: «Пословицы» — «Los Proverbios»; тогда же стены его виллы покрылись фантастическими фресками, впоследствии перенесенными в Прадо. Возвращение законного короля Фердинан­да VII и начавшиеся вскоре после того репрессии против тех, кто обнаружил в пре­дыдущий период склонность к революционным идеям или преданность королю Иосифу Бонапарту, сделали пребывание Гойи при дворе небезопасным, и старец-художник решился удалиться в добровольное изгнание — в Бордо; последний раз Гойя увидел родину в 1827 г., и в этот приезд, по желанию короля, был написан заместителем Гойи при дворе, Висенте Лопесом, портрет мастера, находящийся ныне з Прадо. Умер Гойя в Бордо 15 апреля 1828 г.; останки художника перевезены в 1900 г. в Мадрид. К последним годам жизни Г. относятся, кроме упомянутых про­изведений: обе картины, иллюстрирующие подавление мятежа 3 мая 1808 г., порт­реты Маркеса де Баэна (1813 г.), автопортрет в Академии (1815 г.), серия офортов, изображающих бой быков («La Tauromaquia»), портрет доктора Переса (1820 г.), 5 литографии «Los Toros de Bordeos» и портрет д. Хуана де Мугуиро (1827 г.). Глав­нейшая литература о Гойе: Th. Gautier «F. Goya y Lucientes» в «Cabinet de I'amateur», . S42, I, 337; Eug. Piot «Catalogue raisonne... de 1'oeuvre de G.» в «Cabinet de I'amateur», Paris, 1842, т. I, 346; Valerian Loga «Francisco de Goya», Berlin, 1903 г.; D. Francisco Zapater у Gomez «Goya», Madrid, 1868 г.; В. В. Стасов и М. В. Ватсон «Франсис-:<о Гойя» в «Вестнике изящных искусств», 1884 г., вып. 5 и 6, и в «Собрании со­чинений Стасова», т. II, стр. 387; Александр Бенуа «Гойя», С.-Петербург, 1908 г.; К. Д. Бальмонт «Поэзия ужаса» в «Мире искусств», 1899, в №№ 11—12, и в «Горних вершинах», Москва, 1904 г.; Ch. Iriarte «Goya», Paris, 1867 г.; El conde de la Vinaza •Goya, su tiempo, su vida, sus obras», Madrid, 1887; I. A. Melida «Goya у la Piritu-ra contemporanea», Madrid, 1907; S. L, Bensusan «Goya, his time and portraits» в •The Connaisseur», vol. II, стр. 22 и 115; W. Rothenstein «Goya», London, 1900; P. Lefort «Е Goya etude biographique, suivi d'un catalogue raisonne», Paris, 1877; R. Muther «F. Goya» в серии «Die Kunst», том XXX; R. Oertel «F. de Goya» в монографиях Кнак-фуса, Leipzig — Bielefeld, 1907; Kurt Bertels «F. G.» в серии «Klassische Illustratoren», Miinchen, 1907; R Lafond «Goya», Paris, 1907; A. E Calvert «Goya; an account of Ms life...», London, 1908; D. G. Crazada Villaamil «Los tapices de Goya», Madrid, 1870; D. A. Hart «The Goya tapestries» в «The Connaisseur», V; M. G. Branet «Etude sur F. Goya sa vie et ses travaux», Paris, 1865; J. Hoffmann «E de Goya; Katalog seiner graphischen Werke», Wien, 1907; P. Lafond «Les dernieres annees de G.» в «Gazette des B. A.», 1907, вып. I, II, III; P. d'Achiardi «Les dessins de E Goya au musee du Prado», Rome, 1909; M. v. Boehn «Goya» в «Kunstchronik», N. E, XVI, 5, в «Kunst fur Alle», 1907, XXIII, и в «Das Museum», IX, 1904.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.