Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XXI - Юбер Робер

1 - Сходство с Фрагонаром

Гюбер Робер. Аллея в парке.

Фрагонара было немало последователей, но ни один из них не подходит к нему так близко, как его приятель пейзажист-руинист Юбер Робер245, проведший с ним несколько лет светлой моло­дости в благодатном краю среди чудес итальян­ской природы и искусства.

Гюбер Робер. Фантазия на перспективу Большой галереи Лувра. Царскосельский дворец

Однако эта близость Робера к Фрагонару тре­бует некоторых оговорок. Начать с того, что впол­не явственно она выступает лишь в рисунках сангвиной, углем и ита­льянским карандашом и особенно в тех этюдах, которые представля­ют собой богатейшую жатву их экскурсий по окрестностям Рима и их пребывания в волшебной вилле д'Эсте в Тиволи. Тут и опытный глаз иногда не способен на первый взгляд установить, что в ряде та­ких рисунков принадлежит Роберу, а что — Фрагонару Напротив, в картинах они заметно отличаются друг от друга. Фрагонар, писавший и пейзажи, все же типичный фигурист. Для него главный интерес сосредоточивается на действующих лицах жизненной комедии. Внимание же Робера почти скользит по человеческим существам. Его трогают не действующие лица, а декорации жизненного спектакля, и среди декораций — те, которые говорят о разрушительном действии времени, о вечной красоте натуры, постепенно забирающей власть над грандиозными сооружениями. Основная его тема: «und neues Leben blunt aus den Ruinen».

 

Но опять-таки в живописи, в самых приемах живописи, в самом своем вкусе Юбер Робер — достойный товарищ Фрагонара. Лишь со­гласно внешней классификации можно его причислить к семье Паннини (которым он очень увлекался и которого собирал) и Пиранези. Так и Фрагонара за его «Каллирою» можно зачислить в ряды первых по времени «неоклассиков» — рядом с Вьеном, Венсаном и Реньо. На самом же деле, по существу, Юбер Робер является каким-то антипо­дом и суховатого Паннини, и грандиозного «романтика» Пиранези. Он пишет те же руины, те же статуи, те же фантастические античные города, те же пожары, каналы, обелиски, термы, но его отношение ко всему этому, отношение его живописного темперамента, его вку­са — совершенно иное, нежели у тех двух художников. Отличается он и от своих соотечественников де Маши и Клериссо, которые пред­ставляют своим искусством действительно вполне достойный пере­вод на остроумный французский лад архитектурных элегий Панни­ни. Юбер Робер берет ту же почтенную старину, и вдруг под его ма­гической кистью она меняет свой облик, свою душу. Это уже не холодный гранит, не суровый камень, а нечто живое, мягкое, теплое. Он изумительно громоздит массы, он красноречиво заверяет в своей приверженности благородной антике. И тем не менее под всем этим чувствуется нрав парижанина, почти какая-то ирония блестящего faiseur de bons mots, который для красного словца не пожалеет самых внушительных вещей.

Примечания

245 Hubert Robert родился в Париже в приходе церкви St. Sulpice, в которой он и крещен 22 мая 1733 г. Сын камердинера (valet-de-chambre) маркиза де Стэнвиля, чрезвычайного посланника герцога Лотарингского. Предназначенный к духовному званию, Р. получил воспитание в «коллегии Наварры», но непреодолимая склон­ность к искусству взяла верх и заставила его родителей определить юношу к скульптору М. А. Слодтцу. Впервые Р. выступает перед публикой на «Exposition de la Jeunesse». В 1754 г. он отправляется в Италию в составе посольства маркиза де Стэн-виля, и в Риме художник остается целых одиннадцать лет —до 1765 г. Первое вре­мя он находит себе приют во Французской Академии (palazzo Mancini), но кто был его учителем, не выяснено; лишь существует предположение, что он пользовался советами старика Паннини. Впрочем, как раз в эти годы классическая древность переживала новую эру возрождения, и восприимчивая молодежь могла проходить полный курс античного искусства, ограничиваясь участием в спорах, которыми кло­котали все «салоны», чтением новых книжек (и среди них на первом месте сочине­ния Винкельмана и Менгса), изучением эстампов Пиранези и других энтузиастов древней архитектуры. Насколько Робер пользовался уже с первых шагов признани­ем, явствует из того, что сам маркиз Мариньи, брат Помпадур и вершитель всех художественных дел во Франции, написал ему в 1759 г. собственноручное письмо, в котором сообщается о зачислении мастера в ряды королевских пенсионеров. В том же году приезжает в Рим аббат Saint-Non (внук живописца Булонь), сблизившийся с Робером и с Фрагонаром и совершивший вместе с Робером путешествие в Не­аполь (с 17 апреля по 4 июня 1760 г. ). Одно время Сен-Нон живет в вилле д'Эсте, и, вероятно, в эту пору он занимается с Робером гравюрой. В 1762 г. Р. опасно за­болевает малярией. По окончании пенсионерства Р. отправляется во Флоренцию, где он гостит у бальи де Бретейль. Позже он снова живет в Риме. Во Францию художник возвращается летом 1765 г., и в этом же году он получает заказ картин для замка Бельвью. 26 июля 1766 г. мастер принят в число академиков. 6 июля 1767 г. он женится на дочери военного хирурга Анне Габриэль Соос, считавшейся одной из самых элегантных дам Парижа (все четверо детей от этого согласного брака умер­ли до смерти родителей, во время революции). С того же года Р. начинает выстав­лять свои произведения в «Салоне» и быстро затмевает всех остальных специалис­тов по архитектурному пейзажу. В 1777 г. художнику поручается сделать некоторые переделки в Версальском парке, главная из которых касалась «Купальни Аполлона» (к работам приступлено в 1778 г.; осенью 1780 г. они окончены; Робер был за них вознагражден казенной квартирой в Лувре и званием «рисовальщика королевских садов»). В 1784 г. художник принимает участие в создании садов в Mereville близ Этампа. В том же году он назначен одним из двух хранителей королевских картин. 29 октября 1793 г. Р. арестован в качестве «подозрительного» (по словам г-жи Виже-Лебрен, автором доноса на него был Давид) и посажен в тюрьму S-te Pelagic 30 ян­варя 1794 г. его переводят в St. Lazare, где первое время режим был более сносный и где мастер мог заниматься живописью (со слов одного очевидца, художник здесь написал 53 картины, не считая бесчисленных гуашей, а также расписанных таре­лок). Освобожден Р. 17 термидора того же года. С 1 флореаля 111 года (1795 г.) он один из пяти консерваторов нового Национального музея. В ноябре 1802 г. он по­лучает отставку с пенсией в 1250 франков. Возможно, что после этого ему уда­лось совершить вторичное путешествие в Рим. В 1806 г. происходит выселение всех художников-квартирантов Лувра. Умирает Робер 15 апреля 1808 г. от апоплексии в своей новой квартире на улице Avenue du Luxemburg. Г-жа Робер умерла в 1821 г. Бесчисленные картины художника разбросаны по собраниям Франции и осталь­ной Европы, но особенно ими богата Россия, что объясняется модой на античность, чрезвычайно поощрявшейся Екатериной II. Лучшие картины Робера в России на­ходятся в Эрмитаже, во дворцах Царскосельском, Гатчинском, Зимнем, в собрани­ях великого князя Павла Александровича, князя Юсупова, графа А. С. Строганова, графини Е. В. Шуваловой, И. П. Дурново и Е. П. Олив. Рисунки мастера у кн. Ар-гутинского-Долгорукова, С. И. Яремича, Е. Г. Швартца, Александра Н. Бенуа и др. См. С. Gabillot «Hubert Robert et son temps" в серии «Les Artistes celebres»; P. de Nolhac «H. Robert», Paris, 1910; А. Трубников «Картины Юбера Робера в России», «Старые годы», январь 1913 г. L. Reau «L'oeuvre de Н. R. en Russie» в «Gazette d. B. A.», 1914, март.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.