Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
III - Жак Калло

1 - Источники Жака Калло

Ж. Калло. Военный суд. Из "Великих бедствий войны"

Найти источники Калло очень трудно, — на­столько он самобытен, настолько самобытен самый созданный им род искусства . Но если принять в соображение, что в Рим Калло по­пал совсем юным, за год до смерти Караваджо, что несколько его офортов изображают ночные сцены с искусственным освещением, близкие к Эльсгеймеру и к Хонтхорсту, что все его искус­ство базируется на изучении действительности, то мы и его не выключим из круга «натуралистов». «Караваджистом» в тесном смысле Калло не был, да и не мог им стать, ибо он всю жизнь оставался рисовальщиком-сочинителем, а не живописцем-ко­пиистом натуры.

Калло. "Большое искушение св. Антония"

Но если и его совершенно не коснулся академизм, то можно себе объяснить это тем, что Калло в Италии нашел своим личным наклонностям к правде могучую поддержку в сложившейся уже эстетической системе. Бесспорно также, что именно Италия раз­вила в Калло его мощь, создала из него мирового художника: оста­вайся он в своей «провинции» в Лотарингии или даже в Париже, та­лант художника не нашел бы путей, чтобы дойти до такого блеска и особенно до такой шири.

 

Калло. Осада острова Рэ. (Фрагмент гравюры)

Калло. "Le Brelan"

Слова «действительность», «правда», «натурализм» несколько стран­но звучат в приложении к этому художнику, никогда не добивавше­муся иллюзии, никогда не изображавшему природу и общественную жизнь такими, какими мы, притуплённые фотографией, их привык­ли видеть. И, однако, всякий, кто полюбопытствует зайти за волшеб­ный круг искусства Калло, взглянуть в его магическое зеркало, уви­дит с небывалой отчетливостью всю жизнь того времени, поразится искренностью, с которой она передана, и поразится еще тем, какими средствами достигнуто это впечатление. Великий прозорливец вещей тайных Э. Т. А. Гофман недаром предпочитал Калло всему остально­му в искусстве. Гофмана пленило в Калло то, что пленяет нас в Дос­тоевском и что пленило Достоевского в Гофмане: фантастика реаль­ности и реализм фантастичного. Переходя через перо и резец Калло, формы жизни приобретали совершенно новый облик, получался ка­кой-то «маскарад жизни», под личинами которого, однако, продол­жали жить не куклы, а подлинные человеческие души. Миллионы лилипутов населяют листы Калло, но все это не «муравьи», не «тля», а одаренные мыслью и страстями существа, из которых каждое, хотя и передано двумя-тремя нервными штрихами, говорит о своей лич­ной жизни.

 

Примечания

28 Jacques Callot родился в Нанси в начале 1592 г.; сын зажиточных родителей (отец Калло, возведенный с 1584 г. в дворянское достоинство, был «гербовым ге­рольдом» герцога Лотарингского), ученик гравёра Деманжа Крока и живописца на стекле Клода Анриэ, в мастерской которого Жак подружился с сыном Клода — Из-раэлем, ставшим впоследствии искусным гравером и издателем Калло. Не поддаю­щаяся проверке, но очень древняя легенда гласит, что мальчиком К., присоединив­шись к цыганам, бежал в Италию и во Флоренции поступил к Ремиджо Кантагал-лине. Вторично он отправился в Италию в 1608 г. — в составе посольства лотарингского герцога Генриха II — к папе. Считается, что в Риме он пользовался короткое время наставлениями Темнесты (влияние которого, во всяком случае, ус­матривается в творении Калло — особенно в ранних гравюрах), но более достовер­но сведение, что он был учеником Томассена. Опять-таки согласно легенде, юный художник принужден был покинуть последнего после того, как учитель застал его за любовным объяснением со своей женой, прекрасной Бианкой. К концу 1611 г. Калло во Флоренции, где ему удается заслужить благоволение герцога, жалованье и квартиру при дворе; в это время он пользуется уроками Giulio Parigi (см. т. III). В 1612 г. он принимает участие в гравировании поминальных церемоний, устроенных в честь королевы Испанской; с 1614 по 1615 гг. он занят гравюрами, изображающи­ми жизнь герцога Фердинанда I; к 1616 г. относятся листы с празднествами, устро­енными по случаю брака Федериго Урбинского с принцессой Тосканской; главней­шими листами и сериями затем являются: «Первые каприччо», «Varie figure», 4 пей­зажа, «Маленькое несение Креста», «3 Панталлоне» (1619 г.), «Катафалк императора Матиаса» (1619 г.), «Сцены трагедии II Solimano», одна из самых сложных гравюр мастера — «Ярмарка в Импрунете» (1620 г.), «I balli», «Les gueux», «La Noblesse», «Вторые каприччо». В 1622 г. Калло возвращается на родину, где с 1624 г. правит герцог Карл IV, относившийся к художнику с большим вниманием; в 1625 г. он женится на Катарине Куттингер из Марсаля; в том же году он приглашен штат­гальтером в Брюссель и принимает здесь заказ гравюры «Взятие Бреды»; в Брюссе­ле же К. знакомится с Ван Дейком, увековечившим его черты в портрете, гравированном Форстерманом. По возвращении в Нанси К. травит следующие доски: «Le parterre de Nancy», «Мучение св. Себастьяна», «4 банкета», «Большая оленья охо­та», обе серии «Страстей Господних». К 1627 г. относятся листы с изображениями празднеств, устроенных неосторожным герцогом в честь опальной герцогини Шеврёз. В 1629 г. Калло приглашен к французскому двору для гравирования «Осады Ла-Рошель» и «Осады острова Рэ»; в Париже же он возобновляет знакомство с Из-раэлем Анриэ, который отныне становится его издателем. Исполнив заказ и награ­вировав, кроме того, оба «Вида Парижа» и «Битву при Вейляне», мастер возвраща­ется в Нанси для получения наследства после скончавшегося отца. В это же время ряд «политических бестактностей» герцога Карла навлекают на него гнев Ришелье и короля, решающих в августе 1633 г. покончить с самостоятельностью Лотарин­гии. Столица герцогства, Нанси, переходит в руки французов. Последние годы Калло были омрачены этими событиями, и настроение мастера нашло себе отражение как в целом ряде религиозных сюжетов, так и в его знаменитых «Бедствиях войны» — «Les Miseres de la guerre» (маленькая серия 1632 г., большая — 1633 г.). В 1635 г. он выпускает серию «L'Enfant Prodigue», «Большое искушение св. Антония» (первый «маленький» вариант на тот же сюжет во вкусе Босха был еще издан во Флоренции в 1615 г.), «Житие Марии», «Новый Завет». Последним листом мастера, скончавше­гося от болезни желудка 24 марта того же года, является дышащая жизнерадостным настроением «Пирушка в загородной таверне» — так называемая «La Treille» (трав­ление эта доска получила после его смерти). Рисунки мастера в изобилии хранятся в Эрмитаже, во флорентийских Уффицах и в Лувре. Вполне достоверных картин Калло не существует. Из богатой литературы о Калло приведем главнейшие труды: P. P. Plan «Jacques Callot, maitre-graveur, suivi d'un catalogue raisonne», Braxelles, 1913; Herm. Nasse «J. Callot» в серии «Meister der Graphik», I, Leipzig; E. Brunnert «J. Callot» в серии «Les Grands Artistes», Paris; E. Meaume «Recherches sur la vie et les ouvrages de J. C», Paris —Nancy, 1853-1860; Du-Mast «J. C», Nancy, 1875; Fouque de Vagnoville «J. С 343 dessins» в «L'Art», 1876, 1877, 1878; M. Vachon «J. С.» в серии «Les Artistes Celebres», Paris, 1886; Henri Bouchot «J. С.» в серии «Bibliotheque des Merveilles», Paris, 1889.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.