Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XXIII - "Жанристы"

5 - Луи Жан Деспре

Кавалер Леспинас. Иллюминация в Трианоне. Гравюра Нэ

С Деспрэ мы совершаем переход от архитекторов par excellence к ведутистам. Наибольшую популярность мастер завоевал себе своими изображениями грозных извержений Везувия и сказочных фейервер­ков папского Рима262. В этих акварелях и раскрашенных гравюрах лучше всего проявились и тяготение Деспрэ к романтике, и его пыл­кий темперамент. Но не менее хороши театральные декорации худож­ника, а также его спокойные, точные виды, всегда украшенные де­сятками и сотнями метко схваченных фигурок. Моментами эти сну­ющие толпы, эти элегантные группы напоминают лучшее, что создано Кошеном и Габриэлем де Сент-Обен. В эффектах же освещения Дес­прэ с успехом соперничает с Фрагонаром, с Робером, с Пиранези и с Гонзаго. У Деспрэ многому должен был научиться и наш Тома де То-мон, захолодивший, впрочем, жизненное искусство своего прообраза слишком ограниченной приверженностью к классическим канонам263.

Примечания

262 Louis Jean Desprez родился в Лионе (или в Оксере) в 1743 г.; ученик по архи­тектуре Блонделя, а также Руэна и Дэмезона; получил «римскую поездку» на кон­курсе 1776 г. за проект «Замок грансеньёра» (впрочем, уже в 1771 г. мастер состоит преподавателем «Ёсо1е Militaire»). Из Рима Д., заручившись благоволением швед­ского короля Густава III, следует за ним (в 1784 г.) в Стокгольм, где, состоя при­дворным художником, он сочиняет проекты декораций для Оперы, пишет истори­ческие картины (на сюжеты русско-шведской войны) и начинает постройку замка в Хаге, прерванную смертью короля. С 1791 г. Д. состоит преподавателем наследно­го принца. Последние годы художника, лишившегося своего покровителя, были пе­чальны. Занят он был в это время проектом грандиозной пирамиды, которую в его мечтах должны были соорудить все государства Европы. Умер Д. в Стокгольме в 1803 или в 1804 гг. Значительная часть произведений мастера (и все его большие картины) находятся до сих пор в Швеции, но, кроме того, ими обладают Безансон-ский музей, Эрмитаж, дворец в Павловске (небольшой рисунок «Вилла д'Эсте»), парижское собрание М. Н. Mercier и собрание Александра Бенуа («Занавес Сток­гольмской Оперы»). Часть акварелей мастера исполнены не по рисованному, а по гравированному штриху. См. «Magasin Encyclopedique Milin», 1804, т. V, стр. 540; Dussieux «Artistes franeais a l'etranger", изд. 1876, стр. 600—602; Gabriel Monsey «Quelques aquarelles de L. J. Desprez" в «Les Arts», 1908, № 74.

263 К той же группе Робера принадлежат еще, в своих этюдах Рима, историчес­кий живописец Аман, отчасти ученик Буше Ле Метте и, наконец, в своих офортах, архитектор Моро-Деспру (композиции на этих офортах напоминают, впрочем, и «ба­рочный классицизм» Лепотра). Jacques Fran3ois Amand родился в Париже в 1730 г.; ученик Пьера; пенсионер Академии —в 1756 г.; академик —в 1767 г. Умер в Париже 6 марта 1769 г. Преимущественно известен как исторический живописец (карти­на на академика «Магон перед карфагенянами» в Гренобле). Pierre Joseph Le Mettais или Le Mettay родился в Фекане 28 февраля 1728 г.; ученик Буше; получил 1-ю ака­демическую награду в 1748 г. за три картины с сюжетами из библии; «назначен­ный» — в 1757 г.; умер в Париже 29 марта 1759 г. Ему принадлежат рисунки видов Греции, гравированные Леба, для книги архитектора Леруа. С него гравировал и Лево. Pierre Louis Moreau-Desproux — ученик Босира. 7 апреля 1762 г. он принят в Академию; в 1763 г. Д. начал перестройку Оперы и фасада Пале-Рояля; в 1773 г. ему поручено построить на месте Hotel de Conde — театр «Французской Комедии». С 1763 по 1789 гг. он состоял «Maitre general des batiments de la ville de Paris». Казнен в 1793 г. Среди иностранцев близок к Юберу Роберу лейпцигский художник Jacob Wilhelm Mechau (1745—1808), особенно изящный в своих офортах.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.