Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XXIII - "Жанристы"

2 - Клод Жозеф Берне

К А Р Т И Н К А   228

Наибольшую популярность в свое время, носившее уже в себе за­чатки Sturm und Drang, Берне и завоевал себе своими «Кораблекру­шениями», «Ураганами» и «Бурями». Надо при этом отдать ему спра­ведливость, что к толковому знанию законов водной стихии и облач­ной архитектуры, почерпнутому от нидерландцев (от Мулиера, Эвердингена и Рюйсдаля) и от своего непосредственного предше­ственника Манглара254, Берне прибавил ценнейшие собственные на­блюдения255. «Вода» Жозефа Берне, несмотря на некоторую черствость техники, все же живет, колышет­ся и бьется, переливается и не­сется, «сквозит» и пенится «как живая». Волны Берне имеют свою душу, угаданную в течение долгих и страстных наблюдений моря. Не менее поразительно то мастерство, с которым он пере­дает слои озаренных солнцем облаков, бег туч над горизонтом, жуткую темноту грозы или апо­феоз заката. Но, пожалуй, еще более приятны его картины ме­нее патетического характера, его лунные ночи и в особенности его бесхитростные ведуты — те самые виды, при взгляде на ко­торые невольно напрашивается сравнение французского масте­ра с «гениальным фотографом» Беллотто.

К А Р Т И Н К А   229

В чисто живописном отноше­нии Берне уступает жирной, сочной, густой, цветистой манере вене­цианца. У француза все несколько суше, холоднее; всюду прогляды­вает известная рассудочная нотка: то в виде анекдотического стаффажа, то в виде какой-то «поэтиче-ской» подстроенности общего. Одна­ко в целом ряде других картин, и особенно в прославившейся на весь мир серии «Ports de France», самые недостатки Берне переходят в дос­тоинства, и в этих «портретах» портовых городов художнику удалось в одно и то же время создать настоящую «поэму часов дня» и соорудить один из самых интересных памятников жизни своего времени.

Чего-чего нет на этих картинах «королевских гаваней»! Мы при­сутствуем при прогулках грансеньёров и при учении солдат, при уло­ве рыбы и при работах каторжан. В Тулоне мы совершаем пикник за город, где в беседке роскошной виллы для нас готов радушный ужин256. В Бордо мы прислушиваемся к заре в саду у коменданта и ожидаем, пока зарядят пушку для выстрела, знаменующего конец дня; в Антибах поселяне собирают фиги, и мимо нас проходит толпа не­счастных эмигрантов и ссыльных куртизанок, среди которых неволь­но ищешь де Грие и Манон. В Сете укрывшийся в порту галиот спе­шит убрать паруса, а в Марселе толпа купальщиков барахтается в воде рядом с любителями устриц, закусывающими тут же на скалах. Всю­ду при этом Жозеф Берне остается скромным объективным наблю­дателем, предоставляющим свои кисти, свои краски для беспристра­стной, но вместе с тем любовной летописи своего времени.

Примечания

254 Adrien Manglard родился в Лионе 10 марта 1695 г. Он был учеником фламанд­ца ван дер Кабеля. Юношей попав в Рим, М. нашел там работу во дворцах Альба-ни, Колонна и Роспильози. С 1736 г. он академик Парижской Академии; позже — член римской Академии св. Луки. Выставлял мастер во Франции только — в «Са­лоне» 1739 г. Умер М. в Риме 1 августа 1760 г. Произведения его находятся в Лувре («Кораблекрушение» — в запасе?), в римском palazzo Ruspoli, в Венской галерее. Известны 44 оригинальных офорта мастера, изданные в Риме в 1753 и 1754 гг.

255 Возможно, что если бы удалось собрать oeuvre Манглара, то он не только за­нял бы положение связующего звена между маринистами XVII в. (фламандцами, неаполитанцами и генуэзцами) и Жозефом Берне, но принес бы и некоторый «ущерб» славе последнего. По крайней мере, это мы можем предположить по гра­вюрам с его произведений, по редким его картинам и по рисункам, содержащим все элементы, характерные для Берне. Но и сейчас о роли Манглара в развитии «марины» не надо забывать и, наверное, многие картины в частных собраниях, по-сящих этикетку Берне, по проверке оказались бы произведениями его предшествен­ника. Другие же такие малодостоверные картины Берне пришлось бы отдать двум его последователям: Делакруа и Хюэ. На такое предположение наталкивают гравю­ры с обоих, а также образцы их кисти. Марселец Gregoire de Lacroix (ум. в 1779 г.) представлен в Румянцевской галерее двумя пейзажами, и, кроме того, произведе­ния его находятся в музеях Орлеана, Дижона и Бордо. Jean Francois Hue родился в Arnoult en Ivelines (деп. Сены и Уазы) 1 декабря 1751 г.; «назначенный» — в 1750 г.; «академик» — в 1782 г. за картину «Вход в Фонтенблоский лес» (ныне в Компьен-ском замке). Выставлял в «Салоне» с 1781 г. — до самой смерти (в Париже 26 де­кабря 1823 г.). Произведения Хюэ находятся в Лувре (в запасе?), в Эрмитаже («Буря») и в Нантском музее. К группе «вернетистов» принадлежат еще Jean Henri, прозван­ный за свое подражательство «Le singe de Vernet» (в Марсельском музее его «Буря» 1756 г.), и искусные официальные маринисты Ozanne — Nicolas Marie (род. в Брес­те в 1728 г.; с 1751 г. — в Париже; умер 3 января 1811 г.) и его брат Pierre (род. около 1727 г.).

256 Укажем попутно, что в Тулоне при Морском Арсенале образовалась старани­ями Кольбера целая художественная школа, находившаяся под присмотром «Ми-келанджело Франции» — Пьера Пюже. Последний не только создал ряд скульптур­ных украшений для судов, но и любил зарисовывать на бумаге величественные формы галер и фрегатов. Главный руководитель живописных работ в Тулоне Jean Baptiste de la Rose (1665—1687) ввел особый род украшений в роскошных каютах на кораблях, частью представлявших морские ведуты. Для исполнения подобных ра­бот вокруг де ла Роз сгруппировалась масса художников, среди которых мы нахо­дим Abeille, Randon, членов семей Julien, Volaire и Vanloo. Учитель Жозефа Берне, Виали, согласно Л. Лагранжу, также подпал под влияние этой школы, и благодаря ему устанавливается связь между Берне и тулонскими живописцами.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.