Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XI - Баталисты

1 - Партия де Пиля

Жак-Куртуа "Бургиьон". "Стычка". Императорский Эрмитаж

К группе «колористов», представляющих живопись переходного от Лебрена к Ватто времени и составлявших как бы «партию де Пиля», мы находим: Лафосса, старшего де Труа134, трех Куапелей, двух Булон135, Жувене, Сильвестра136, Гриму137, Куртэ-на138, Бертэна139, Сантера, А. Дьё140 и ряд портретистов с Ларжильером и Риго во главе. К этой же группе можно причислить нескольких баталистов во главе с Бурги-ньоном, а также нескольких специалистов по живописи цветов, натюрморта, животных, архитектуры и орнаментов, как то: Моннуайе141,

Примечания

134 Francois de Troy родился в Тулузе в 1654 г. Ученик своего отца, городского живописца (так же, как и старший брат его Jean). Двадцати четырех лет д. Т. приехал в Париж и поступил к Никола Луару, а позже к портретисту Лефевру. В 1674 г. он член Академии, в 1693 г. — профессор, в 1708 г. — директор и, наконец, в 1722 г. — адъюнкт-ректор. Последнее время д. Т. был исключительно занят портретами. Из больших групповых его портретов до нас в уменьшенном виде дошла картина, изображающая весь двор герцога Мэнского («Салон» 1704 г., продавалась в Hotel Drouot). Умер художник в 1730 г. Себя д. Т. изобразил однажды играющим на basse de viole. Две большие картины в Эрмитаже, приписываемые д. Т.-старшему, следует отдать его сыну, настоящим же образом Фр. д. Труа представлен в нашем музее очень тонким портретом своей жены, происходящим из коллекции Кроза. В собрании Д. И. Щукина в Москве имеется портрет кисти д. Т., изображающий герцогиню Бургундскую девочкой. Кроме того, произведения мастера сохранились в музеях Анжера («Вирсавия»), Гренобля, Марселя («Читальщицы»), Монпелье («Ариадна и Бахус»), Руана (религиозные сюжеты), Тулузы (то же), Труа («Гектор и Андромаха»), Валансьена, (портрет Жюльена, друга Ватто, с портретом последнего в руках).

135 Старший из братьев Boulogne (или Boullogne), Bon, родился 22 февраля 1649 г. в Париже: сын и ученик искусного академика Louis В. (ум. в 1674). Посланный пенсионером в Рим, он пробыл там пять лет, изучая в особенности Корреджо и болон-цев. По возвращении Б. Б. состоял помощником Лебрена при росписи «Escalier des Ambassadeurs" в Версале. В 1677 г. принят членом в Парижскую Академию. Адъюнкт-профессор — в 1684 г., профессор — в 1692 г. Умер в Париже 17 мая 1717 г. Из произведений Б. Б. сохранилась живопись двух капелл в «Инвалидах», ряд маленьких плафонов в Версальской придворной церкви, картины в Лувре, в Трианоне, в музеях Ниора, Тура, Тулузы, Нарбонны, Лизье, Бордо, Дижона и во дворце Sans Souci в Потсдаме. В Эрмитаже Б. Б. представлен двумя картинами. См. очерк его жизни в «Galerie francaise par une societe des gens de lettres», Paris. 1771, 72. Louis de Boulogne родился в Париже 10 ноября 1654 г. Ученик своего отца; в 1675 г. послан в Рим, где он пробыл пять лет, после чего мастер посетил Ломбардию и Венецию. По возвращении на родину он быстро приобретает большую известность. В 1681 г.— член Академии; адъюнкт-профессор — в 1690 г.; профессор —в 1694 г.; адъюнкт-ректор — в 1715 г.; ректор — в 1717 г.; директор — в 1722 г. В том же году Л. Б. возведен в дворянство; в 1725 г. — «первый живописец короля». Умер мастер 21 ноября 1733 г., оставив крупное состояние своей семье. До 1688 г., когда Луи женился, оба брата жили вместе. Из произведений Луи Б. сохранились: живопись капеллы св. Августина в «Инвалидах», картины и плафон капеллы Богоматери в Версальской придворной церкви, картины в музеях Ренна, Дижона, Тура («Отдых Дианы» 1707 г.), Труа, Руана. В Эрмитаже Л. Б. представлен картиной «Вертумн и Помона». См. «Vie des premiers peintres du roi», Paris, 1752 (статью Watelet), «Memoires inedits sur la vie des membres de l'Academie», Paris, 1754 (статью Guillet de St. Georges).

136 Louis de Silvestre, четвертый сын Израэля С. и наиболее, после него, замечательный член этой семьи, давшей еще целый ряд художников, родился в Париже 23 июня 1675 г. Ученик своего отца, Лебрена и Bon Boulogne'a. В 1701 г. посетил Италию. Академик — в 1702 г.; адъюнкт-профессор — в 1704 г.; профессор — в 1706 г. В 1716 г. приглашен к саксонскому двору. До 1741 г. жил в Дрездене в звании «первого живописца короля польского» (с 1724 г.) и состоя директором Дрезденской Академии (с 1727 г.). По возвращении во Францию избран в 1748 г. ректором Академии, в 1752 г. — директором. Умер мастер в Париже 12 апреля 1760 г. Кроме упомянутых в тексте картин, из произведений С. сохранились картины в Версальской церкви, в музеях Монпелье, Дрездена и в других местах.

137 Jean-Alexis Grimou или Grimoux родился в Швейцарии около 1680 г. (сын швейцарца королевской гвардии); развивался самостоятельно, при помощи копирования с картин Рембрандта и Ван Дейка; в 1709 г. вычеркнут из списка «назначенных», в который он был зачислен (с 1705 г.), за недоставление картины «на академика». (Г. был, впрочем, членом Академии св. Луки). Умер мастер в Париже в 1740 г. Характерной картиной Г. обладает Эрмитаж. Другие произведения мастера, изображающие преимущественно головки и полуфигуры жанрового порядка (очень часто в так наз. испанских костюмах), находятся в музеях Лувра, Версаля (портреты), Безансона, Бордо, Гренобля, Нанта (портреты), Орлеана и в собрании Б. И. Ханенко. Художника можно зачислить в одну группу с Сантерром (о нем дальше).

138 Jacques Francois Courtin, во всем очень близко стоящий к Гриму и к Сантеру, родился в Сансе в 1672 г.; ученик Луи де Булоня. В 1701 г. отменен Мансаром академический приговор, дававший ему 2-ю награду на конкурсе prix de Rome. В 1710 г. он академик за картину (в Лувре) «Лот и дочери»: в 1727 г. принимает участие, вместе с другими двенадцатью лучшими живописцами, на конкурсе, устроенном Королевской Академией; участвует в «Салоне» с 1737 по 1748 гг. историческими и бытовыми картинами, а также портретами. В 1707 г. цех золотых дел поднес Notre Dame картину Куртэна «Проповедь Трояды». В Эрмитаже К. представлен двумя жанровыми картинами с поколенными фигурами (одна помечена 1713 г.). Целый ряд картин мастера гравирован обоими Пуальи, Оссаром и т. д. Умер мастер в Париже 26 августа 1752 г.

139 Nicolas Bertin родился в Париже около 1608 г.; ученик Жувене; получил римскую поездку в 1685 г.; звание академика —в 1703 г.; профессора —в 1715 г. и директора—в 1733 г. Умер в Париже 11 апреля 1736 г. Б. особенно славился своими небольшими тонко выписанными картинами, примером коих может служить эрмитажный «Христос исцеляет больных» 1727 г. Две грациозные картины мастера в Дрездене.

140 Antoine Dieu родился в Париже в 1662 г. Ученик Лебрена. Получил первую награду в 1686 г. за «Семью Ноя». В 1722 г. — академик; в 1724 г. — адъюнкт-профессор; в 1724 г. принимает участие в конкурсе, заданном лучшим художникам Парижа. Между прочим, вместе с Удри Д. писал декорации для балета «Les elements* (надо, впрочем, заметить, что нашего художника легко спутать с рисовальщиком Antoine Dieu, державшим впоследствии картинную лавку на Pont-Neuf). Умер А. Д. 12 апреля 1727 г. в Париже. Остаются невыясненными взаимоотношения мастера и Ватто, подтверждающиеся тем, что картина Д. в Версале «Крестины герцога Бургундского» повторяет композицию Ватто, известную нам по гравюре Лармес-сена. Картины мастера имеются, кроме того, в Руанском и Реннском музеях.

141 Jean Baptiste Mormoyer, прозванный «Баптист», родился в Лилле 19 июля 1634 г. Художественное образование М., в качестве исторического живописца, получил в Антверпене. Принят в члены Парижской Академии 14 апреля 1663 г.; советник —в 1679 г. Умер 16 февраля 1699 г. в Лондоне, куда М. последовал за Лафоссом по приглашению лорда Монтэгю. Пышные, несколько темные в красках, картины мастера находятся в Лувре, в музеях Арраса, Гренобля, Лилля, Монпелье, Нанта, Орлеана, Руана. В Эрмитаже М. представлен одной картиной.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.