Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XIX - Габриэль де Сент-Обен

1 - Живописец ли?

Габриэль де Сент-Обэн. Гуляние в Тюильери. Оригинальный офорт

Можно ли считать Габриэля де Сент-Обен240 жи­вописцем? Сам он, правда, называл себя истори­ческим живописцем и даже конкурировал в один год с Дезе на получение заграничной поездки. Однако вполне достоверных картин его не дош­ло до нас, да и было их, вероятно, очень немно­го. Старший брат Габриэля, набросавший о нем остроумный биографический этюд, говорит, что он создал мало картин, а те, над которыми работал, он портил, по несколько раз переписывая и переправляя их. В другом месте того же документа сообщается, что Габриэль, в самом начале своей карьеры обратившись к маленьким композициям, которые он нагружал чрез­мерно знаниями и деталями, создал лишь несколько посредственных картин, образовал несколько учеников, зато провел свою жизнь в сри­совывании решительно всего, что попадалось ему на глаза.

И тем не менее Габриэль де Сент-Обен, бесспорно, один из самых замечательных живописных талантов данного периода французской школы. Правда, этот его дар мы должны как бы постоянно выиски­вать из его набросков, но зато каждый раз, когда мы производим эти поиски (а таковым стоит подвергнуть любой из несметных кроки Габ­риэля), мы находим истинные перлы красоты и при этом красоты именно живописной. В крошечных «запачканных» карандашом лис­точках, в пометках на полях книг, в полуотделанных гуашах, в вирту­озных офортах — перед нами открывается дивный трепет подлинного художественного восторга, и самые даже незначительные из этих на­бросков отражают, наряду с меткой передачей жизни, глубокое пони­мание краски и красочности.

Есть что-то бесконечно дразнящее в искусстве Габриэля. Жаль, что Гофман не знал его, иначе он и ему воздвиг бы такой же памятник умиленного восхищения, как тот, который он посвятил Калло. И есть много общего между Габриэлем и Калло или Беллой. Но еще больше общих «психологических» черт мы найдем между ним и такими пред­ставителями «гениальной богемы», как Скьявоне, Броувер, Гварди, Маньяско, Домье — художниками, как будто ничего общего между собой не имеющими и, однако, сближенными тем поглощающим ув­лечением, которое владело ими, захватом самой стихией своего ис­кусства и полной «бесшабашной» свободой по отношению к требова­ниям повседневности. Габриэль среди этой «гениальной богемы», по­жалуй, наиболее странный. Именно на фоне изящного и столь налаженного парижского общества XVIII в. поражает крайняя беза­лаберность и неряшливость художника — ведь дошел он до того, что перед выходом на улицу белил свои грязные чулки мелом. Рядом же с общим чинопочитанием и традиционностью прямо непонятно его игнорирование простых бытовых условностей, его нежелание подчи­няться каким-либо предписаниям, его «жизнь в свое удовольствие», обличающая отнюдь не фразёра-догматика, а подлинного житейско­го мудреца в характере античных киников.

Примечания

240 Gabriel de Saint-Aubin родился 14 апреля 1724 г. Ученик Жора, Коллена де Вермон и Буше. В 1751 г. получает на академическом конкурсе вторую награду, после чего, обиженный, порывает совершенно с Академией. В 1774 г. мастер принимает участие на выставке Академии св. Луки, преподавателем которой он состоял много лет. В 1776 г. он выставляется на «Exposition du Colysee". Умер художник от истоще­ния сил 10 февраля 1780 г. Картин Г. д. С.-О. не сохранилось, если не считать не вполне достоверный автопортрет, однако гравюры с утраченных картин не застав­ляют жалеть об этом исчезновении. Рисунки и акварели Габриэля находятся в Лув­ре в Cabinet des Estampes, в музее Лилля и, судя по списку Адр. Муро (1894 г.), в частных собраниях Гру, Жоржа Дюплесси, Фильона, Галлишона, Вильнёва, графа д'Армайе и др. В русских коллекциях Габриэль представлен у С. П. Яремича, г. Хо­дасевича, Александра Н. Бенуа и кн. Аргутинского. См. Edmond de Goncourt «L'art du XVIII siecle», т. II, стр. 110 и 185 (изд. 1909 г.); Adr. Moureau «Les St. Aubin», Paris, 1894; «Catalogue des dessins originaux de la Collection Destaffleur», Paris, 1893; Emile Dacier «L'oeuvre grave de G. de St. Aubin», Paris, Imprimerie Nationale. Jacques Doucet издал facsimile livrets de ventes с заметками Габриэля де С.-О.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.