Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XXIII - "Жанристы"

7 - Франческо Казанова, Жозеф Филипп Лутербур

К

П. де Лутебург. Стадо у руин. Рисунок. Частное собрание в Париже

Казанова267, брат знаменитого авантюриста, достоин был бы занять выдающееся положение как среди баталистов, пришедших на смену Паросселю, так и среди жанристов во вкусе Фрагонара. Но, в сущно­сти, лучшее, что создано им — это пейзажи с большими фигурамиживотных, в которых мастер является продолжателем Дюжардена и Поттера. Правда, рядом с произведениями голландцев Казанова ка­жется несколько «нарядным». Но все же его картины поражают и се­рьёзностью знаний и осознанностью красочной задачи: мы бы сказа­ли, своим «приближением к Тройону». Выдается Казанова и своей благородно-спокойной техникой, являющейся чем-то довольно ред­ким на общем фоне виртуозного щегольства, которым отличается XVIII в.

Лантара. Дорога в лесу. Гравюра Боке

Лутербур268 играет значительную роль в истории живописи Англии, куда этот офранцузившийся немец переселился и где он завоевал огромный успех. Но уже и во Франции гибкий, восприимчивый мас­тер, работавший в самых разнообразных манерах, успел себе создать видное положение. Лутербур принадлежит к тому разряду adapteur'oв, на которых всегда была щедра Германия и типичнейшим представи­телем которых слывет «обезьяна Рембрандта» — Дитрих. Но — как и Дитриху — Лутербуру нередко удавалось создавать вещи, полные тон­кого чувства краски, а иногда и поэзии. Шедевры его «французского периода» (особенно пейзажи с фигурами скота) легко принять за Фра­гонара, тогда как впоследствии он имитировал Хогарта, Роландсона и, несомненно, чему-то весьма существенному мог научить Тернера269.

 

267 Francesco Casanova родился в Лондоне в 1727 г. во время пребывания его ро­дителей (актеров по профессии) в Англии; отосланный еще в 1733 г. в Венецию к родным, он поступает в ученики сначала к Гварди (о котором очень пренебрежи­тельно выражается его родной брат — «Казанова де Сейнгальт»), а затем к искус­ному баталисту, последователю Бургиньона—Франческо Симонини (1689—1753). В 1751 г. К. попадает в Париж, с 1752 по 1757 гг. живет в Дрездене, где уже посе­лился его старший брат, тоже бывший живописцем, Джованни Батиста К. (1722— 1795), и где Франческо исполняет копии с картин галереи. По возвращении в Па­риж он начинает пользоваться большим успехом и в 1763 г. принят в число акаде­миков. Считается, что злобная критика Дидро побудила Казанову снова покинуть Францию, после чего он некоторое время жил в Дрездене, а затем, с 1783 г., в Вене, где он и исполнил заказанные Екатериной II картины, изображающие победы По­темкина (гравированы Ад. ф. Бартшем и Кюфнером). Умер К. в Бриле, близ Вены, 5 июня 1805 г. Большую сенсацию вызвала в 1767 г. выставленная в Лондоне карти­на мастера, представлявшая «Переход Ганнибала через Альпы». Произведения К. находятся в Лилле (2 пейзажа), Бордо, Дульвиче, в Эрмитаже (3 картины) и в на­шей Академии Художеств (большой конный портрет Иосифа II и его свиты). Пре­восходный рисунок мастера у С. П. Яремича. Кроме того, известен ряд его ориги­нальных и очень искусных офортов.

Примечания

268 Joseph Philippe Loutherbourg или Lutherburg, о котором Дидро говорил «grand, tres grand artiste presque en tous genres; il a fait un chemin immense et l'on ne sait jusqu'ou il peut aller», родился в Страсбурге (или в Фульде) 31 октября 1740 г.; ученик своего отца (живописца-миниатюриста), одного из Тишбейнов, К. ван Лоо и Ф. Казановы в Париже. «Назначенный» — 25 июня 1763 г.; академик —в 1767 г. за «Батальную картину» (хранилась прежде в Рамбуйе). В 1771 г. Л. переселяется в Англию, при­глашенный знаменитым актером Гарриком исполнять декорации для театра Drury Lane, с жалованьем в 1000 фунтов в год. Член Royal Academy — в 1781 г. Совершив путешествие по Франции и Швейцарии, Л. вернулся в Англию и умер в Чисвике, близ Лондона, 11 марта 1812 г. Художник славился во всех отраслях живописи (между прочим, он считается одним из лучших акварелистов Англии), а также своим весе­лым нравом и остроумием. Как кажется, знакомство с Калиостро, с которым Л. встретился в Швейцарии, направило его одно время на врачебную деятельность, и Л. прославился своими чудесными исцелениями слепых. Во время пребывания ан­глийских войск в Нидерландах Л. совершил в обществе Джильре поездку на фронт и присутствовал при Валансьенской битве (картина, изображающая сражение, по­казывалась впоследствии в Лондоне за деньги; гравирована Бромлей). Кроме того, мастером исполнен ряд исторических картин пейзажного характера; среди них очень прославленный «Потоп» (для «Библии» Macklin'a), «Поражение Армады», «Боль­шой Лондонский пожар» и «Морская победа лорда Хоу 1 июня 1794 г.» (ныне в галерее Гринвичского госпиталя; гравирована Allan в 1831 г.). К 1793 г. относится знаменитая картина мастера на шекспировскую тему «Миранда, взирающая на бурю»; к 1801 г. — «Победа адмирала Дёпкена 11 октября 1797 г.» (гравирована Фит-лером). Л. исполнены и картины для популярного зрелища Eidophysicon — род ди­орамы, в которой были использованы транспаранты и дневной свет. Иногда с Л. сотрудничал де Маши (для архитектуры). Выставлял Л. в парижском «Салоне» с 1763 по 1779 гг. и в «Salon de la Correspondance» в 1783 г. Сейчас картины Л. нахо­дятся, кроме Гринвича, в лондонской Национальной галерее, в Кенсингтонском му­зее, в Венском музее (с архитектурой де Маши), в музеях Бордо, Анжера, Орлеана, Дармштадта, Виченцы и во многих французских и английских частных собраниях. Возможно, что его кисти принадлежит пейзаж в собрании О. Э. Браза. Гравировали с Л. — Byrne и Middiman, Laurent, Pfenninger, Landseer, Prestel, Hall, Philipps, Скоро­думов, Woollet, Moris и др. Кроме того, мастер издал ряд оригинальных офортов (ча­стью lavis). См. «Magasin Pittoresque», 1860, стр. 43 и 88.

269 Близок к Лутербуру другой «парижский немец» — Вейроттер, особенно изве­стный в качестве автора длинного ряда офортных пейзажей, представляющих очень изящные отголоски Фрагонара (Franz Eduard Weirotter, родом из Тироля, умер в Вене в 1771 г.). В свою очередь, близок к Вейроттеру венец Martin v. Molitor (1759—1812).

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.