Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XII - Колористы-исторические живописцы

1 - Шарль де Лафосс

 

Н. Ларжильер. Эскиз к портрету членов парижского Hotel de Ville. Императорский Эрмитаж

В хронологическом порядке первым среди колори-стов-исторических живописцев идет Ноэль Куа-пель, родившийся еще в 1628 г.155. Неудивительно, если этот мастер, бывший всего на девять лет моложе Лебрена, мог «пригодиться» последнему, да и во всех особенностях своего искусства лишь как бы намекать на стремления, которыми были заняты более молодые художники. Яснее всего принадлежность Ноэля Куапеля к новаторам обозначилась еще в его затейливых картонах для шпалер. Гораздо больше нового духа в Шарле Лафоссе, также использованном Лебреном для Версаля, но в то же время открыто числившемся во враждебной «пуссенистам» партии де Пиля .

Ш. де-Лафос. Приготовение к охоте. Гравюра Муата с картины в Императорском Эрмитаже
Лафосс был и любимым живописцем Мансара, в архитектуре которого ясно обозначился отказ от строгой монументальности и поворот к грации, легкости, веселью. Связи Лафосса с последующим периодом французской живописи символизируются тем, что мастер нашел себе на старость лет приют у того же самого мецената Кроза, у которого затем поселился Ватто. И еще яснее связь между обоими художниками обозначается, если верить рассказу д'Арженвилля о том, как Лафосс «ввел» Ватто в академический конклав

Ж, Жувенэ. Пир у Симона. Гравюра Дюшанжа
Сама по себе живопись Лафосса оставляет нас сейчас холодными. Несмотря на то что сам мастер исповедывал взгляды, которые и по нашему времени можно считать вполне правильными157, несмотря на то что он в бытность свою в Венеции с особым увлечением изучал Тициана и Веронезе, Лафоссу не удалось вызвать в себе чудесную силу убедительности.

Антуан Куапель. Аталия. Гравюра Ж. Одрана с картины в Лувре
Он является примером художника, превосходно знавшего природу своего искусства158, но не обладавшего тем, что называется «искрой Божией». Тем не менее картины Лафосса бывают зачастую и красивы и декоративны. Писаны они, во всяком случае, с большим мастерством, непринужденно и мягко. Не всегда приятны его краски; в поисках «рубенсовской» теплоты художник слишком злоупотреблял красными и розовыми оттенками, придающими его картинам известную слащавость. Вследствие той же погони за Рубенсом формы Лафосса приобрели преувеличенную круглоту и известную дряблость.

Примечания

155 Noel Coypel, сын мелкого нормандского дворянина (cadet de Normandie), родился 25 декабря 1628 г. в Париже; отец определил его в учение к Орлеанскому живописцу Понсе, который, однако, ограничился тем, что взвалил на юношу заве-дывание своими домашними делами. Четырнадцати лет К. отправляется в Париж; одно время он состоит помощником Н. Кирилльё и Эррара. В 1660 г. К. женится на портретистке Herault, дочери живописца. В 1663 г. он член Академии; в 1664 г. — профессор. С 1672 г. мастер имеет казенную квартиру в Лувре. В 1673 г. назначен директором Французской Академии в Риме. В 1676 г. он снова на родине. В 1699 г., по смерти Миньяра, король назначает Куапеля, пользовавшегося вниманием всесильного Лувуа, директором Парижской Академии. В 1690 г. он избран ректором, однако surintendant Мансар, «ненавидевший художника за его громадную славу», добивается того, чтобы Ноэль был смещен, а на его место назначен любимец Мансара — Лафосс. Семидесяти восьми лет К. приступает к обширным работам в Dome des Invalides, но переутомление сводит его на следующий год — 24 декабря 1707 г. — в могилу. Главнейшими произведениями Н. К. были: плафон в театральной зале и роспись многих королевских комнат в Тюильри, плафон в бретонском парламенте в Ренне, четыре картины в «Зале Совета» в Версале, плафон в Salle des Gardes на половине королевы там же, ряд картин в Трианоне. Кроме того, искусство Н. К. можно изучать в Лувре, в «Инвалидах» («Успение Богородицы»), в музеях Анжера, Перпиньяна, Арраса, Бура, Мадрида. Несколько портретов Н. К. находятся в Версальском музее. Не лишенные остроты взгляды Куапеля на искусство известны нам по изданию 1741 г. «Discours sur la peinture et dialogue sur le coloris».

156 Charles de Lafosse родился 15 июня 1636 г. в Париже; сын золотых дел мастера, который послал его двадцати двух лет на свой счет в Италию (до тех пор Лафосс пользовался уроками Шово и Лебрена): уже будучи в Риме, где он скопировал «Больсенскую мессу» Рафаэля, отец, представивший работы сына Кольберу, выхлопотал ему пенсионное содержание. Пробыв в Риме два года, и — что особенно для нас важно — в Венеции три года, Л. вернулся в Париж, где сейчас же получил значительный заказ на роспись (уничтоженную еще в XVIII в.) свадебной капеллы в St. Eustache. Дальнейшая деятельность мастера была почти исключительно посвящена церкви; им исполнена роспись купола церкви Assomption на rue St. Нопогё, значительная часть живописных работ в Dome des Invalides (смерть Мансара, который покровительствовал Лафоссу и у которого мастер, по приезде из Лондона, поселился, помешала исполнению первоначального плана, по которому вся роспись этого храма должна была быть исполнена Лафоссом), фреска в абсиде в дворцовой церкви Версаля и т. д. В 1690 г. Лафосс принял, вместе с «цветочником» Ж. Б. Мон-нуайе и с «перспективистом» Руссо, приглашение лорда Монтэгю в Лондон и исполнил там в восемнадцать месяцев сложные работы по украшению дворца мецената. С 1673 г. Лафосс состоял членом Королевской Академии; в 1674-м —он профессор, в 1692-м — советник, в 1699-м — директор, в 1702-м — ректор, в 1715 г. канцлер Академии. Умер художник 13 декабря 1716 г. в Париже. См. его биографию в «Memoires sur la vie et les ouvrages des membres de l'Academie». Картины мастера имеются в музеях Лувра, Анжера, Гренобля, Лилля, Мадрида, в версальском Триа-нонском дворце и в берлинском Сансуси. Эрмитаж обладает тремя характерными произведениями Лафосса, из которых одно — «Приготовление к охоте» — очень больших размеров; интересные картины Лафосса мы находим в Академическом музее («Ангелы, прислуживающие Христу») и в собрании гр. Е. В. Шуваловой («Христос в гостях у Марфы и Марии»).

157 «Он говаривал, что опасно слишком вникать в свое искусство и тратить много времени на теорию; он прибавлял, что живописец нуждается в беспрерывном упражнении и что мысли должны находить поддержку в гибкости руки, дабы послушно следовать за энтузиазмом, ошибки которого иногда предпочтительнее вещам, исполненным правильно, но вяло и с усилием» (д'Арженвилль).

158 Вероятно, именно этот тонкий вкус Лафосса делал его общество столь драгоценным, что часть жизни он пользовался гостеприимством Мансара, остальную часть — Кроза, и это несмотря на то что художник по своему общественному и материальному положению вовсе не нуждался в таком «призрении». Рассуждения Лафосса об искусстве могли оказать большую пользу и Ватто. Д'Арженвилль свидетельствует, что Лафосс прекрасно говорил, а чистота его души была «достойна первых веков».

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.