Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
II - Испанский Ренессанс

8 - Живопись Моралеса

Л. Моралес. Богородица с Мланденцем. Прадо. Мадрид

Аскетизм Моралеса может, на поверхностный глаз, казаться «готи­ческим», но тем его искусство и отличается от «аскетизма» какого-нибудь Роже ван дер Вейдена (и даже от Кампаньи), что в нем мы не найдем и следа присущей фламандцам душевной мятежности и про­истекающей от нее теплоты. Небольшие иконы Моралеса дышат тем же суровым величием, каким исполнены гигантские фрески Буонар-роти и о каком говорит любая римская развалина. И это искусство есть подлинный возврат к античности, подлинный продукт «Возрож­дения». Моралес, удалившийся совершенно от «германского средне­вековья», от «готики» и нашедший свою национальную сущность, свой национальный язык, означает поворот к латинизации, но толь­ко в нем это обращение произошло под знаком церковной, монас­тырской, почти военной дисциплины. Живописного наслаждения картины «el Divino» не дают, но чтобы понять испанскую религиоз­ность того времени, нет документов более выдержанных, более цель­ных. Самый холод красок Моралеса, склонность художника к какой-то «гладкой полированной черноте» — чрезвычайно характерны. От этого унылого, ограниченного искусства веет холодом монастырских или казарменных коридоров, а ведь всей задачей жизни как римско­го кесаря Карла, так и его жестокого сына Филиппа было именно превратить христианский мир в одну огромную казарму, поставлен­ную под объединенную власть церкви и государства.

Эта задача жизни Филиппа, вполне достойная внука Фердинанда и Изабеллы, нашла себе монументальное выражение в сооружении исполинского Эскориала, относительно которого затрудняешься ска­зать, что это такое: дворец, монастырь, мавзолей или казарма21. Но вот что несомненно: эта огромная «глыба гранита» есть подлинный и вдохновенный памятник искусства, это цельный организм, имеющий свою душу, страшную и возвышенную. Великая задача соединения церкви и государства, насильственного спасения душ, насильствен­ного утверждения Царствия Божьего, осуществления того, что мил­лионы людей и их грозные вожди видели в молитве «да будет воля Твоя», это все нашло себе выражение в Эскориале, в этом «Палатине католицизма», в этом продукте возрожденной римской идеи государ­ственной религии и полной налаженности жизни.

Примечания

21 Своим возникновением Эскориал обязан обету, данному Филиппом II во вре­мя битвы при Сен-Кантене, происходившей в день св. Лаврентия, 10 августа 1557 г. Возымев идею соорудить замок, который служил бы одновременно и монастырем, Филипп II следовал лишь примеру своего деда, создавшего нечто аналогичное при монастыре доминиканцев в Авиле. Новый монастырь имени «San Lorenzo de la Victoria» был предоставлен иеронимитам; место выбрано на склоне Сиерры Гвадар-рамы — около селения Эскориал; 30 ноября 1562 г. приступили к приготовитель­ным работам, сначала под руководством Juan Bautista из Толедо (работавшего до 1559 г. в Неаполе); 9 мая 1563 г. произошла закладка; в 1567 г. первый зодчий умер, успев, однако, положить фундамент; некоторые изменения в план были внесены толедским монахом Antonio de Villacastin; короткое время вел постройку уроженец Бергамо, живописец Джованни Баттиста Кастельо (1569 г.); наконец, был пригла­шен Juan Bautista Herrera, бывший, прежде чем стать архитектором, студентом в Брюсселе и воином в Италии. Эррера был великим математиком и инженером, и это как нельзя более подходило к той строго-аскетической художественной задаче, которая ему досталась; это же сказалось на образовании в Эскориале целого мате­матического факультета, перенесенного в 1582 г. в Мадрид. В 1574 г. перевезены в Эскориал гробы королевских родителей и предков; в 1577 г. вспыхнула забастовка среди толпы рабочих Э.; 13 сентября 1584 г. архитектурные работы были законче­ны, кроме крыши над церковью, которая была достроена лишь в 1654 г. Сам Фи­липп II принимал деятельное участие в обсуждении планов. Среди скульпторов, работавших над декорированием Эскориала, главные роли принадлежат обоим Ле-они и Джакомо да Треццо. См. Andres Maria Perez у Ildefonso Fernando-y-Sanchez «Guia historica у descriptiva de Monasterio de San Lorenzo», Madrid, 1904; P. F. J. de Siguenza «Historia primitiva del Monasterio del Escorial, la mas ricas en detalles de cuantas se han publicado», arreglada por D. M. Sanchez у Pinelles, 1881; P. Fr. de los Santos «Discripcion del r. Monasterio de San Lorenzo unica maravflla del mundo», 1698; R. P. Fr. A. Ximenez «Description del r. Monasterio de S. Lorenzo», 1764.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.