Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
II - Испанский Ренессанс

6 - Педро Кампанья

Педро Кампанья. Снятие со Креста. Севильский собор

Среди многочисленных нидерландцев, работавших в Испании, наибольшего внимания заслуживает Петер де Кемпенэр, более из­вестный под своим испанизированным именем «Педро Кампанья»17. Этот мощный и страстный реалист успел до своего прибытия в Ан-далузию посетить Болонью и Рим, но, вероятно, своему пребыванию в Испании он обязан тем, что в нем мы не находим и следа схоластичней робости, что он весь отдался своему темпераменту, стремительности и страсти. В своем знаменитом «Снятии со Крес­та» (ныне в соборе Севильи) Педро так самостоятельно и свободно пользуется реминисценциями того, что он видел в Италии, что и в голову не может прийти упрекнуть художника в подражательности18. Совершенно гениально задумана группа святых жен, столпившихся вокруг оцепеневшей в каком-то мучительном экстазе Богоматери, следящей за тем, как ученики Ее Сына спускают бездыханное, но гше напоминающее жизнь Тело Христа. Такое фортиссимо способ­но было не только в дни Кемпенэра производить впечатление, не имеющее себе равных, но и сто лет спустя, в самый разгар барокко, оно властно захватывало душу. Так, рассказывают, что Мурильо имел обыкновение молиться перед этой картиной, и однажды он настоль­ко углубился в ее созерцание, что сакристан, обходивший церковь перед ее закрытием, насилу «разбудил его». На вопрос, что он один делает в опустевшей церкви, художник, не сводя глаз с образа, ответил: «Я жду, пока эти святые мужи не кончат свое дело и не опу­стят моего Господа на землю»

Примечания

17 Peter de Kempeneer, в испанской передаче Pedro de Campana, родился в 1503 г. в Брюсселе (согласно Пачеко — в 1490 г.); неизвестно, чьим он был учеником; в 1529 г. он в Болонье и в следующем году принимает участие в приготовлениях к

"Триумфу» Карла V; в это время ему покровительствовал кардинал Гримани; затем он переселяется в Рим; в Севилье мы застаем мастера с 1537 г. уже работающим для собора (створки органа); Кампанья жил и в Кордове; в 1547—1548 г. он создает свой шедевр «Снятие со Креста» (ныне в соборе); в 1551 г. работает для монастыря «de las Duenas»; в 1553 и в 1554 гг. он изготовляет рисунки статуй для Capilla de los Reyes в соборе; в 1555 г., с помощью Antonio de Alfian, Педро пишет «Retablo del Mariscal» для собора (среди прочих картин — прославленное, совершенно италья­низированное «Обрезание Господне»); в 1556 г. мастер выдает замуж свою дочь (по этому случаю была составлена дошедшая до нас опись богатого приданого); в 1560 г. он работает над «Monumento» для религиозных церемоний Страстной недели; пос­ледней работой Педро в Севилье был ретабль для Sant' Anna de Triana (1561—1562 г.). Преследуемый интригами местных художников (Пачеко говорит о «море вра-гов"), Педро решается в 1562 г. переселиться обратно на родину; в 1563 г. мы уже застаем его в Брюсселе в качестве директора шпалерной мануфактуры; в то же вре-мя он состоял главным инженером при герцоге Альба; из Брюсселя Педро еще по-сылал картины в Севилью; умер мастер на вершине славы в 1580 г. Кроме назван­ных произведений Кампаньи, до нас дошли: подписной образ «Св. Георгий» и «Рас-нятие» в S. Juan de la Palma, большой подписной образ «Отшельники Павел и Антоний» в S. Isidore, подписной образ в Capilla Sacramental в Santa Catalina, под-писной ретабль в S. Pedro, превосходное «Снятие со Креста» в музее Монпелье (происходит из севильской церкви S. Maria de Grazia), несколько картин в соборе Кор-довы (относящиеся к 1540-1547 и к 1554-1558 гг.), в церквях в Эсихе, в Роте, в музеях Кордовы, Берлина, и Бухареста. В России Педро Кампанье приписывается исключительной красоты триптих «Распятие» в собрании гр. Е. В. Шуваловой (вос­произведен нами в «Худ. Сокровищах России» 1902 г.). Сын Педро, Juan de Сатрапа, писавший цветы, остался после отца в Севилье. Педро славился и своими знания­ми по архитектуре, перспективе, астрономии, умением владеть оружием, а также мастерством в скульптуре.

18 Более всего композиция «Снятие со Креста» напоминает рисунок Рафаэля, известный по гравюре Маркантона.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.