Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
II - Испанский Ренессанс

3 - Первые мастера испанского Возрождения

В сущности, эти церковные картины обнаруживают не столько прямые заимствования у итальянской живописи, сколько заимство­вания тех отражений итальянских элементов, благодаря которым к этому моменту уже успели обновиться нидерландская и французская живопись. Как португальцев Васко Фернандеса, Веласко, Фрей-Карлоса и «Мастера Рая»9 всего легче смешать с Провостом, с Массей-сом и с Энгельбрехтсеном, так и перечисленные работы испанцев приближаются скорее к живописи Брюгге, Антверпена, Бургундии и Прованса, нежели к живописи Флоренции и Венеции. Однако твор­чество этих испанских «прерафаэлитов» подготовляет почву для даль­нейших всходов, и вслед за ними приходят другие художники, в которых итальянизм выявляется более определенным образом и в более непосредственной передаче. «Первые недвусмысленные насадители латинизма» в Испании принадлежат, главным образом, Валенсии, и это вполне понятно, ибо последняя находилась в самом тесном тор­говом общении с портовыми городами Апеннинского полуострова, и через нее проникли и в Севилью элементы итальянской культуры. В Валенсии мы застаем наиболее выдающегося итальянского пересе­ленца: уроженца Реджо — Паоло да Леокадия10, научившего, между прочим, испанских живописцев пользоваться благородными форма­ми древней архитектуры, и здесь же работают два художника испан­ского возрождения: Феррандо Льянос и Феррандо Ианьес, в которых вполне выразились и мощь и зрелость.

Оба мастера выдают сильную зависимость от Винчи, а Феррандо де Льяноса можно даже без натяжки зачислить в одну группу с «раб­скими подражателями» Леонардо — Бернардино де Конти и Марко д'Орджоне11.

Примечания

9 О португальских живописцах мы говорили в т. I; там же приведена важнейшая литература о португальской школе.

10 Предшественником Паоло в Валенсии был Dello di Nicola, он умер в 1471 г., не успев начать работы по возобновлению росписи стен собора, пострадавшего от пожара 1469 г.; в 1472 г. кардинал Борха (по-итальянски Борджия, впоследствии папа Александр VI), назначенный архиепископом Валенсии, привозит с собою двух итальянцев: Paolo de San Leocadio (из окрестностей Реджо) и неаполитанца Francesco Pagano. Обоими мастерами исполнены фрески (оконч. в 1481 г.) на своде «Коро» собора; в 1493 г. мы узнаем, что «Пабло» женится на Изабелле де Лопес; в 1501 г. он пишет большой ретабль с «Семью радостями Марии» в коллегиальной церкви Ган­ди (для герцогини — вдовы старшего сына Александра VI); с 1507 г. он состоит на постоянной службе у герцогини; в 1513 г. Паоло исполняет двенадцать больших картин (на полотне) для собора Валенсии; кроме того, сохранилась картина масте­ра, написанная им для монастыря Santa Clara в Ганди. Наряду с элементами ферра-ро-болонского характера, у Паоло замечаются черты, напоминающие художников Пьемонта.

11 Возможно, что Ferrando de Llanos тот самый художник, который в 1505 г. под прозвищем «Ferrando Spagnuolo» упомянут среди учеников Винчи во Флоренции. В 1507 г. оба Феррандо в Валенсии берутся исполнить живопись створок нового ретабля для собора (шесть сцен «Жития Богородицы» и шесть картин, изображаю­щих ее «Радости»); впоследствии Льянос переселяется в Мурсию, где им написан образ «Обручение Богородицы» для собора (1516 г.); с 1515 по 1520 гг. он занят створ­ками большого ретабля для того же собора, законченными его сыном (?) Andres de Llanos, написавшим еще один ретабль для собора в 1545 г. Феррандо де Льяносу приписывают, кроме ретабля в Валенсии, восемь картин ретабля в Караваке (1521г.) и «Рождение св. Иоанна Крестителя» в церкви Монсеррате в Орихуэле. См. Е. Bertaux «Le retable monumental de la cathedrale de Valence» в «Gazette des Beaux Arts», 1907, и его же «Les peintres Ferrando et Andres de Llanos a Murcie» там же, 1908, I.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.