Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
II - Испанский Ренессанс

5 - Висенте Хуан Масип, Хуан Хуанес

Некоторые черты Ианьеса унаследовал его ученик Висенте Хуан Масип, не нашедший, однако, в себе сил идти вполне самостоятельным путем и постоянно приоб­ретать новые знания на изуче­нии натуры, а предпочитавший более легкий способ — пользо­вание «прописями». Тем же пользованием готовыми фор-мулами отличался и сын Ма-сипа — Хуан Хуанес, получив­ший за эту черту прозвище "испанского Рафаэля", давав­шееся, с большим или мень­шим основанием, всем образ­цовым схоластам и рабским подражателям14.

Вообще же после блестяще­го выступления обоих Ферран-до в испанской живописи за­мечается затянувшийся на де­сятки лет период какого-то застоя. Но этот перерыв ока­зался скорее в пользу всей школы в целом: за эти годы и произошло методическое усво­ение новых форм целым поко­лением.

Хуан де Вальдес Леаль. Явление Богородицы

Уже замечательны «школьные» достоинства Хуана Хуанеса, но еще замечательнее мастерское владение формами итальянского Ренессанса в некогда прославленных работах севильца Луиса де Варгаса, бывше­го на двадцать лет старше Хуана и имевшего возможность изучить живопись в Риме под руководством Перино дель Ваги15. Правда, в Ита­лии Варгас прошел бы незамеченным в тени мастеров второго разря­да: Россо, Сальвиати, Дочено, Вазари16, Кампи и т. п. Но для Испании он означает громадный шаг вперед, и, глядя на его картины, стано­вится непонятным, почему не к нему обратились Карл V и Филипп II, с большим трудом выписывавшие для росписи своих дворцов таких же (и далее менее искусных) «академиков» из Италии. В то же время присутствие такого мастера в Испании наводит на мысль, что селив­шиеся здесь нидерландцы могли получать и в Испании то художественно-гуманистское образование, за которым большинство их со­отечественников ездили в Италию. Варгас — эклектик, связавший во­едино все, что он высмотрел у римлян, флорентийцев и венецианцев, но уже то замечательно, что этот выбор и это слияние выбранного сделано им с большим толком и со свободой.

Примечания

14 Старший Macip — Vicente Juan, ученик Ианьеса — родился около 1490 г., умер до 1550 г. Главнейшим произведением мастера является (ныне разрозненный) ре-габль в соборе Сегорба. Мастеру приписывают в Эрмитаже два довольно орди­нарных церковных образа. Считается, что сын Висенте, Juan de Juanes Macip, по­бывал в Италии и даже был учеником Рафаэля (на самом деле, в год смерти пос­леднего Хуану было не больше тринадцати лет, а с теми элементами итальянского Возрождения, которые мы у него находим, он мог познакомиться посредством гравюр, а также из произведений обоих Феррандо); умер Хуан де Хуанес 21 декаб­ря 1579 г. в окрестностях Бокаиренте. Многочисленные произведения мастера ук­рашают музей Валенсии и мадридский Прадо. Портреты Хуана превосходного достоинства и напоминают Бронзино. Мастеру приписывается прекрасный «Хри­стос Вседержитель», перешедший из собрания герцога Е. М. Лихтенбергского к кн. Кочубею. Сын Хуана де Хуанеса, Juan Vicente, был тоже живописцем; он еще работал в 1606 г.

15 Luis de Vargas, сын живописца, родился, согласно Пачеко, в 1502 г.; ученик некоего Барреры; позже — в Италии, где он пробыл в два приема тридцать лет, — Перино дель Ваги; надо, впрочем, заметить, что все эти сведения, сообщаемые ста­рыми историками, нуждаются в документальном подтверждении, тем более что пре­бывание мастера в Севилье установлено лишь с 1550 г., а первое его достоверное произведение — «Рождество Христово» (в Севильском соборе) — относится к 1555 г.; того же года были погибшие впоследствии и известные нам по похвалам Пачеко фрески в монастыре S. Pablo; к 1561 г. относится наиболее популярная из картин мастера — «Явление Богородицы праотцам» (в соборе); в 1563 г. он исполнил фрес­ку на фасаде Sagrario собора; к 1564 г. относится «Pieta» в S. Maria la Blanca; еще один из шедевров Варгаса — фреска «Страшный суд» в «Misericordia» — до нас не дошел. Умер мастер в 1568 г. Варгас отличался крайней набожностью и был вирту­озом на лютне; поэт Лопес Малавер называет Варгаса в одном из своих сонетов «Monarca universal de la Pintura». См. Tubino «El juizio final de Luis Vargas» в «Museo Espanol de antigiiedades»; A. L. Mayer «De Sevillaner Malerschule», стр. 71, и его же статью в «Monatshefte f. Kstwsft.», 1910, III, 12.

16 Композиция популярной картины Варгаса «Явление Богородицы праотцам» заимствована с картины Вазари, известной по гравюре Томассена; характерно для чисто формальных исканий того времени, что картина эта прославилась, главным образом, благодаря действительно образцово исполненной ноге Адама и отсюда получила свое прозвище «La Gamba».

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.