Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
II - Испанский Ренессанс

4 - Феррандо де Ианьес

Однако эта черта служит скорее «к чести» испанских мастеров, ибо она показывает, что им вполне удалось отделаться от «провинциализ­ма», усвоить новую изощренную систему форм, плавную округлость линий, уравновешенность масс, ритм движений, прелесть панорамных пейзажей, наконец, все тех­ническое великолепие школы, которая по всей справедливости считалась высшим достижением своего времени. При этом инте­реснее из этих двух валенсийцев начала XVI в. тот, который обна­руживает, при перворазрядных школьных достоинствах, и боль­шую самостоятельность, что — главным образом у Феррандо де Ианьеса — проявляется в его не­преодолимой склонности к реа­лизму12.

Берругуете. Аутодафе св. Доминика. Прадо. Мадрид

Именно благодаря этой черте реализма Ианьес в то же время представляется первым истинно испанским национальным ху­дожником, настоящим предвест­ником Риберы и Веласкеса. Был ли он сам в учении у Винчи, в этом можно сомневаться, но что он знал произведения как великого флорентийца, так и других наиболее «правдивых» итальянских худож­ников, это становится очевидным при взгляде на любую его картину. Местами припоминается фра Филиппо и фра Карневале, местами другие «натуралисты кватроченто», местами Бельтраффио, но при этом нигде мы не найдем у Ианьеса прямых заимствований. Мастер выу­чился лишь — благодаря их примеру — смотреть на природу, но вы­бор в ней того, что ему было нужно, он делал сам, «без оглядки», искренне и просто подходя к задачам. Его изображение Младенца до­стойны самого Винчи (а того же не скажешь ни про Оджоне, ни про Креди): так много в них жизни, при сохранении изумительной кра­соты форм и движений. Его пастухи — глубоко-трогательные, выхва­ченные прямо с полей фигуры, полные молитвенного экстаза перед Чудесным; его воскресший Христос дышит здоровьем и силой. При этом изумительно то мастерство, с которым передает Ианьес предмет «мертвой натуры», архитектуру, одежды, пейзаж, животных, всюду со строгим знанием разрешая задачи перспективы, преодолевая, между прочим, величайшие трудности в ракурсах фигур. Некоторый прими­тивизм Ианьеса сказывается лишь в том, что составные части компо­зиции у него не все между собой связаны, и еще в том, что освеще­ние Ианьеса чересчур резко и односторонне, что, впрочем, опять-таки рисует его в качестве «предтечи натурализма» и что объясняется склонностью мастера к нарочитой пластичности образов13.

Примечания

12 Ferrando de l'Almedina, которого также ничего не мешает идентифицировать с упомянутым учеником Винчи, отправился, по окончании картин в соборе Вален­сии, как кажется, в Куэнку, где в соборе, в капелле-склепе семьи Albornoz, находят­ся два превосходных ретабля, носящих имя Hernan Yanes (1526 г.). Ианьесу мы ре­шаемся приписать и прекрасный образ «Св. Козьма» в собрании И. С. Остроухова в Москве.

13 Наклонность испанских живописцев к чрезвычайной пластичности объясня­ют всевозможным образом; некоторые даже видели в этом желание «преодолеть по­темки» готических соборов с их расписными стеклами. На самом деле в этой черте скорее сказывается необычайная «близость к религии», желание войти в какие-то «непосредственные сношения» с действующими лицами Священного Писания и свя­тых легенд, потребность как бы касаться их, ощущать их тело. При исключитель­ной яркости воображения испанских художников, это им давалось сравнительно легко и, во всяком случае, без малейшей натяжки. Аналогичное явление мы нахо­дим и в испанской скульптуре, во многих отношениях опередившей живопись. Ничто так не характерно для Испании, как те сложные, полные драматизма груп­пы, с чрезвычайным искусством раскрашенные в «натуральные краски», которые очень часто заменяют картины среди преувеличенно пышных каменных и деревян­ных узоров многоэтажных ретаблей. Эти «церковные паноптикумы» не имеют в себе ничего безвкусного, несмотря на то, что святые плачут стеклянными слезами и об­ливаются до полной иллюзии имитированной кровью. Очевидно, религиозное чув­ство было и в этих случаях сильнее, нежели все рецепты «хорошего вкуса», и со­вершало одно из тех свойственных ему «чудес», которые опрокидывают благора­зумные теоретические построения. Наиболее характерны для Испании XV в. следующие скульпторы: Gil de Siloe и Diego de la Cruz, авторы сказочно узорчатых ретаблей и гробниц в «картухе» близ Бургоса и в соборе того же города, неизвест­ный автор ретабля в San Nicolas там же, севилец Pedro Millan, Matias Bonafe, резав­ший хоровые сидения в Барселонском соборе (1453 г.), Maestro Rodrigo, которому принадлежат барельефы на хоровых сидениях в Толедском соборе (1475 г.), Damian Forment — автор гробницы Васкеса в Сигуэнсе. Ранний Ренессанс («платерескный стиль») представляют в Испании скульпторы: Felipe de Vigarni (родом из Бургун­дии) в Гранаде, в Толедо и Бургосе, каталонцы Bartolomeo Ordonez в Алькале и Гра­наде. «Полный Ренессанс» водворяется в испанской скульптуре (еще до его появ­ления в живописи) в работах Alonso Berraguete (1480—1561), Diego de Siloe, Andres de Najera и особенно в произведениях более значительного в качестве скульптора, нежели живописца, мощного Gaspar'a Becerra (1520—1571 гг.; ретабль в соборе в Ас-торге). Эпохе полного расцвета испанской скульптуры соответствует опять-таки творчество «классиков испанской скульптуры»: Gregorio Hernandez (или Fernandez, 1566—1636 гг.) и Juan Martinez Montanes (1564—1649); далее идут: Алонсо Кано, ко­торого мы встретим среди живописцев, Pedro de Mena, J. Gixon и знаменитый Pedro de Roldan-(1624—1700). В высшей степени характерно для испанского искусства еще то, что лучшие живописцы: Алехо Фернандес, Греко, Пачеко, Кано, Вальдес-Леаль и др. — не гнушались раскрашивать статуи, исполненные их товарищами.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.