Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
II - Испанский Ренессанс

7 - Луис Моралес

Обсуждение творчества Педро Кампаньи привело нас к середине XVI в. В это время гостит в Испании и другой первоклассный нидер­ландский живописец — Антонио Моро (о нем мы будем говорить в нашей книге о портрете), благодаря влиянию которого возникает груп­па превосходных испанских придворных портретистов с Санчесом Коэльо и Пантохой во главе. К середине же века относится и расцвет деятельности одного из самых характерных испанских религиозных живописцев — Луиса Моралеса20.

В Италии «божественным» называют Рафаэля, в Испании того же прозвища «el Divino» удостоился ограниченный фанатик, неустанно повторявший одни и те же иконы «Страдающего Христа», «Страдаю­щей Богоматери», — и в этом противопоставлении, по справедливо­му замечанию Мутера, как-то сразу видишь глубокую пропасть, от­деляющую дух Испании от духа Италии эпохи Ренессанса. Но было бы ошибкой считать, что искусство церковника Моралеса есть отри­цание классических канонов и что в зависимости от этого следует во всей испанской живописи видеть какое-то отрицание античных иде­алов. Не говоря уже о чисто внешних (очень определенных) призна­ках принадлежности Моралеса к плеяде последователей флорентий­цев XVI в., мы на его примере должны вспомнить, что борьба со сред­невековьем, с «готикой» (в чем является главный смысл искусства Ренессанса) вовсе не означала непременно возвращения к той языческой радостности, которая нам представляется самой сутью миросозерцания эллинов и о ко­торой вещали многие итальян­ские художники. Самые муже­ственные и сильные умы эпохи Возрождения искали в древнос­ти иного — образцы чего они ви­дели в железной мощи римлян, в выдержанной строгости визан­тийцев и в чистоте первых хрис­тиан. И Лютер и Лойола мечта­ли повернуть историю к каким-то ее источникам, обновиться в свежести и строгости «апостоль­ского времени» — без всякой при этом мысли о сладостном упое­нии жизнью, о культе жизнера­достных божеств. Вообще воп­рос, в чем больше духа античного Рима, еще не решен: в суровой ли контрреформации, в «иезуитизме» или в радостном песнопении Ра­фаэля и его школы.

Примечания

19 Из других нидерландских живописцев, живших в XVI в. в Испании, особенно­го внимания заслуживают: близкий к Гемскерку Hernando (Ferdinand) Sturm из Ци-рикзее, упоминаемый впервые в Севилье в 1539 г. (ретабли в церкви S. Pedro Арко-са де ла Фронтера 1542 г., в замке Осуньи 1547 г., в Capilla de los Evangelistas Ce-вильского собора 1555 г.); Franz Fratet, более близкий к нидерландским рафаэлитам вроде Кокси (работы в музее Севильи); живописец на стекле Arnao de Flandes, ра­ботавший в Севилье, и знаменитый утрехтский портретист Antonio Moro (см. Henri Hymans «A. Moro», Braxelles, 1910 г.). В Испании же кончила свою жизнь дочь Яна ван Гемессена — Катарина, а может быть, и сам великий нидерландский «романист» (см. т. I).

20 Luis de Morales родился в первых годах XVI в. в Бадахосе; согласно Паломино, он был учеником Педро Кампаньи и завершил образование в Вальядолиде или в Толедо. Умер в родном городе в 1586 г. Старинные историки рассказывают о чрез­вычайном тщеславии Моралеса, повредившем ему при дворе Филиппа И; позже король проездом через Бадахос (в 1581 г.) ассигновал нуждающемуся и ослепшему художнику пенсию в 300 дукатов. Две характерные картины мастера находятся в Эрмитаже, одна — «Pieta» — в собрании Е. И. В. принцессы Евгении Максимилиа­новны Ольденбургской; другие произведения — в мадридской коллекции Pablo Bosch, в Прадо, в соборе Севильи, в музее Толедо, в церкви «Зачатия» в Бадахосе («Мадонна», 1546 г.), в Дрезденской и Дублинской галереях.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.