Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
II - Испанский Ренессанс

9 - Украшение Эскориала

Филипп II нашел для создания Эскориала двух гениальных архи­текторов и двух гениальных скульпторов, — и на этом он мог бы ус­покоиться, ибо такое сооружение, как Эскориал, только и должно со­стоять из камня и металла, тогда как всякие прельщения краски в нем кажутся почти неуместными. Тем не менее — до создания музея Прадо в Мадриде — именно в Эскориале были собраны самые изумительные сокровища коллекций Карла V и Филиппа. Нужно только заметить, что эти картины лучших итальянских мастеров (и среди них дивные создания Тициана и Тинторетто) украшали, главным образом, дворцо­вые апартаменты замка-монастыря, частью интимные комнаты коро­ля, библиотеку и сакристии, тогда как самая церковь и все бесчислен­ные галереи и ходы, в которых текла жизнь монахов, придворных и воинов, получили иное, более согласное с архитектурой и подчинен­ное ей убранство. Филипп II обратился было за помощью к двум рос­кошнейшим художникам своего времени — к Веронезе и к Греко, но первый, поняв, что такая задача не его дело, отклонил лестное предло­жение могущественнейшего из государей, а второй, доставив в Эскори­ал свое «Мучение св. Маврикия», потерпел горькую неудачу. Фанатик Филипп II не принял произведение фанатика Греко. Его испугало то, что в пламенном творчестве греко-венецианца выдавало слишком воль­ный характер, чрезмерно свободное обращение с Божественным. Для того чтобы угодить королю и архитекторам, допустившим ad majorem Dei gloriam строгое убранство и в монастырской половине Эскориала, надлежало, при образцовом мастерстве, быть вполне подчиненным тре­бованиям школьной дисциплины, не отличаться яркой индивидуаль­ностью, не говорить своих слов, исполнять все веления руководителей постройки и во всем «уходить на второй план», стушевываться.

Главные роли среди итальянцев, призванных для украшения Эско­риала, принадлежат знакомым уже нам генуэзцам Луке Камбиазо и его помощнику Тавароне, ломбарде-болонцу Пеллегрино Тибальди и урбинцу Федериго Цуккаро. Однако эти вожди не были в состоянии ужиться с суровыми условиями испанской жизни, и никто из них не прожил более четырех лет при дворе Филиппа (в частности, и Феде­риго Цуккаро показался королю настолько неуместным, что часть его работ он повелел уничтожить). Лишь менее даровитым мастерам уда­лось акклиматизироваться в Испании и даже заразиться некоторыми особенностями местного искусства. К ним принадлежат оба Кардуччи22 и все три Риси23. В то же время успел заручиться особенным рас­положением Филиппа II и один коренной испанец — глухонемой Назаррете «el Mudo», в совершенстве (по тогдашним понятиям) подра­жавший Тициану24.

Примечания

22 Старший из братьев Carducci, Bartolomeo, родился в 1560 г. во Флоренции; уче­ник Федериго Цуккаро, за которым он и последовал в 1585 г. в Испанию; умер Бар-толомео в 1608 г. Шедевром мастера считается «Снятие со Креста» в мадридской церкви San Felipe Real; ему же принадлежит значительная часть декоровки зала биб­лиотеки в Эскориале. Младший брат Кардуччи — Винченцо (испанизированный в -Vicente Carducho») — родился в 1568 г. во Флоренции; прибыв еще совершенно юным в Испанию, он вполне приобщился к испанской культуре. Приняв на себя после смерти брата окончание декоровки Прадо, он, взамен событий из царствова­ния Карла V, изобразил деяния Ахиллеса; в 1626 г. он берется написать пятьдесят четыре большие картины для картухи в Пауларе (ныне часть в мадридском Нацио­нальном музее); кроме того, им написаны образа для мадридских монастырей «La Encarnacion» и «Del Rosario», а также ряд картин с сюжетами из современной исто­рии для дворца Буен-Ретиро. Умер В. Кардучо в Мадриде в 1638 г. Большой попу-лярностыо пользовалось теоретическое сочинение мастера: «Dialogos de la Pintura», опередившее несколькими годами труд Пачеко. Идеи Кардучо принадлежат к край-ностям академизма; он видит в картинах Тициана лишь прекрасные эскизы и реко­мендует изучение Микеланджело, причем возводит в принцип «исправление нату­ры». Кроме упомянутых произведений, до нас дошли несколько картин Висенте Кардучо в Прадо и образ «Экстаз св. Антония» в Эрмитаже 1631 г. (из церкви San Gil в Мадриде). Близко к Кардучо стоит младший Кахес (Caxes, Caxesi или Caxete) — Eugenio (1577-1642), сын уроженца Ареццо Патрисио Кахеса, прибывшего в Ис­панию при Филиппе II. Кисти Еугенио принадлежит сухая, но интересная по сво-ему относительному реализму картина Прадо: «Высадка англичан в Кадисе 1625 г.», служившая, как и три более блестящие картины Кардучо (в том же музее), украше­нием «Салона королей» в Буен-Ретиро.

23 О братьях Rizi, сыновьях болонца Antonio R., прибывшего вместе с Цуккаро, мы говорим подробнее ниже. Значительная роль в художественных работах для двора Филиппа II и Филиппа III принадлежит, кроме того, флорентийцу, ученику Саль-виати — Romolo Cincinnati (род. в 1502 г.; в Испании с 1567 г.; умер в 1600 г.).

24 Juan Fernandez Navarrete из Logrono (род. около 1526 г.) прозван за свою немо­ту* «el Mudo» и за свое (мнимое) сходство с Тицианом — «el Tiziano espanol». На са­мом деле, как и Варгас, Наваррете имеет гораздо больше общего с такими предста­вителями академизма в Венеции, как Франко и Порта, нежели с «царем венециан­ской живописи». Призван художник на службу ко двору в 1561 г.; в 1568 г. он назначен камерным живописцем; одно время Наваррете живет и работает в Логро-ньо; с 1571 г. он снова в Эскориале в качестве живописца и реставратора картин; в 1576 г. он пишет боковые алтари для церкви монастыря, но припадки болезни не позволяют ему выполнить всего заказа; для восстановления здоровья мастер пере­селяется в Сеговию и оттуда в Толедо, где он и умирает 28 марта 1579 г. Сведения о двадцатилетнем пребывании Наваррете в Италии, главным образом в качестве уче­ника Тициана, считаются в. настоящее время сомнительными; живопись же Тициа­на Наваррете мог изучить и не покидая Мадрида, где Карлом V и Филиппом II были собраны лучшие картины великого венецианца. В Эскориале сохраняются следующие работы Наваррете: 8 образов апостолов и евангелистов, «Рождество Хри­стово», «Мучение св. Якова», «Христос у колонны», «Святое Семейство» и «Авраам с тремя ангелами». В Прадо Наваррете представлен небольшим «Крещением Гос­подним» (подарок художника королю) и образами «Св. Павел» и «Св. Петр». В Эр­митаже едва ли с основанием художнику приписывают этюд мужской головы (Ба­хуса?).

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.