Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Испанская живопись с XVI по XVII век
II - Испанский Ренессанс

2 - Алехо Фернандес

Фернандо де Льянос. Смерть и успение Пресвятой Богородицы.Картины ретабля собора в Валенсии.
Правда, из всех итальянских мастеров кватроченто «Мадонна» Фер­нандеса более всего напоминает самого архаического — Карло Кри-велли. И робкий жест Марии, подающей цветок Младенцу, и услов­ная поза последнего, и тяжелые, угловатые брокаты, покрывающие колени и плечи Царицы Небесной, все это мы уже видели на произ­ведениях «запоздалого византийца». Но, с другой стороны, нельзя не отметить, что лик Мадонны получил нежную округлость и правиль­ные черты, что пятна расположены широкими массами, что рисунок Младенца определенно выдает толковое изучение итальянских мас­теров, — в общем же этот образ никак нельзя принять за картину ни­дерландца, и хотя бы такого нидерландца, который, подобно Мас-сейсу или Провосту, уже подвергся итальянизации. Наконец, вполне ренессансными порождениями являются скромно приютившиеся за парапетом два ангела, а также два херувима, поддерживающие зана­вески сени.

Другая прославленная картина раннего севильского Возрождения — «Богородица завоевателей» (в Алькасаре) — считается также произ­ведением Фернандеса. В ней полна прелести удлиненная, облачен­ная в парчу, плавно изогнувшаяся фигура Марии, под покровом ко­торой стоит группа разных мореплавателей; внизу, на морской глади, выстроился флот каравелл, доставлявших в те дни в Севилью несмет­ные богатства «Нового Света». Эта картина интересна еще и тем, что она как бы дает схему всех образов «Прославления Марии», в кото­рых севильские художники выразили свои самые горячие религиоз­ные порывы, и, в частности, схему бесчисленных «Непорочных зача­тий», созданных в городе Мурильо.

Дальнейшие проблески ренессансных веяний мы находим в при­писываемой Антону дел Ринкон иконе, изображающей короля Фер­динанда и королеву Изабеллу5, в ряде произведений кастильца Педро Берругете6, а также во фресках и картинах его преемника в Авиле — бургундца Juan de Borgona7, в ретабле монастыря Сихены (ныне в музее Хуэски и в собрании Мунтадос), наконец, в произведениях ма­стера Родриго из Озоны и его сына8.

Примечания

5 Считается, что Antonio del Rincon был родом из Гвадалахары (родился в 1446 г.), учился в Италии у Гирландайо и состоял придворным живописцем Фердинанда Ка­толического, возведшего его в рыцарское достоинство ордена Сантьяго. Однако за последнее время самое существование Антонио подвергается сомнению, тогда как в одном старинном документе упоминается имя Эрнандо Ринкон де Фигьероа. В Эрмитаже Ринкону без всякого основания приписывалась «Мадонна» № 345, ныне убранная в кладовые. Упоминаемый в тексте образ в Прадо изображает, кроме ко­ролевской четы, их детей, а также двух духовников-доминиканцев, инквизитора Торквемаду и воспитателя принцев — Хуана-Педро д'Ангерра. Происходит этот об­раз из дворцовой капеллы в Авиле.

6 Pedro Gonzalez Berruguete является первой вполне определенной личностью сре­ди кастильских живописцев; родился в Paredes de Nava; наиболее ранней его рабо­той была (исчезнувшая ныне) стенопись в Sagrario и в галереях Толедского собора(1483—1495); умер мастер в Авиле до 6 января 1504 г., не успев докончить большой ретабль собора, начатый в 1499 г.; другая его работа — большой ретабль в церкви знаменитого доминиканского монастыря S. Tomas — была исполнена согласно же­ланию Торквемады, заказавшего, как кажется, художнику и два ретабля, посвящен­ные св. Доминику и св. Петру, для той же церкви. Ныне в разрозненном виде они выставлены в Прадо (к «Ретаблю св. Доминика» относится воспроизведенная нами картина «Испытание огнем св. Доминика Гусмана», столь характерная для испан­ской религиозности). Берругете состоял придворным живописцем герцога Филиппа Красивого. Из подражателей мастера упомянем: Bernardo del Castro (подписная кар­тина в собрании Lazaro), а также более подпавшего под итальянское влияние авто­ра ретабля в капелле Las Cuevas собора в Авиле и большого ретабля в San Tomas в Торо.

7 Juan de Borgofia, уроженец, как это указывает его имя, Бургундии, состоял жи­вописцем могущественного и просвещенного кардинала Хименеса; около 1500 г. он украшает, вместе с Алонсо Санчесом и Луисом де Медина, «Paraninfo» в универси­тете, основанном кардиналом в Алькале; с 1508 по 1511 гг. он занят росписью фрес­ками залы капитула в соборе Толедо (фриз из портретов архиепископов и поверх — большие сцены из Евангелия и «Жития Богородицы»; архитектура то готического, то ренессансного характера; фигуры, очень пластичные, напоминают живописцев Ломбардии); с 1508 по 1514 гг. мастер занят живописью в часовне «мосарабского» культа в том же соборе (воинственные сюжеты); по смерти Берругете и его преем­ника Santa Cruz Боргонье были заказаны (в 1508 г.) недостававшие еще картины в монастыре урсулинок в Саламанке. Из его преемников в Толедо выделяются Francisco de Amberes и Juan de Correa, уже обнаруживающий определенные черты «рафаэлизма» (картина в Прадо).

8 Мастер Rodrigo de Osona пользуется известностью уже в 1464 г.; в 1483 г. он пишет ретабль для собора Валенсии; на основании подписанного «Распятия» в цер­кви S. Nicolas ему приписывают ныне четыре картины (приблизительно 1500 г.) с «Житием св. Наркиса» в соборе Валенсии и девять картин большого ретабля в San Pedro в Хативе. Сын мастера, подписавшийся «Lo fill del Mestre Rodrigo» на карти­не «Поклонение волхвов» лондонской Национальной галереи, вероятно, тот самый художник, который работал в соборе Валенсии в 1510 г. и которому приписывают «Ретабль св. Дениса» (в сакристии собора). Как кажется, его кисти принадлежат и боковые створки триптиха Вермехо в Акви (см. примеч. 3).

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.