Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
VIII - Французские классики XVII века

8 - Гильом Карлье, Флемаль, Дамери

Ученик Дуффе — Флемаль113, а также ученики последнего — Гильом Карлье и Вальтер Дамери уступают Дуффе в композиционной изоб­ретательности и виртуозности техники, но и у них мы найдем как от­дельные картины, так и целые декоративные ансамбли превосходного достоинства. И Флемаль и Дамери жили и работали во Франции, одно же из славных произведений последнего — фреска в куполе цер­кви кармелитов на улице Вожирар — принадлежит к самому замеча­тельному, что сохранилось в Париже от монументальных работ XVII в.114 Что же касается Карлье, то он не покидал своей родины и, быть может, благодаря этому обстоятельству картины его обладают большей жгучестью, а технические приемы особенным блеском115. С Пуссеном его нельзя смешать именно благодаря тому, что чисто жи­вописное начало у Карлье берет верх, что мастер, видимо, слишком наслаждается своим «ремеслом». Но и с художниками круга Рубенса Карлье, при всей его колористической одаренности, трудно смешать; для этого и он недостаточно свободен.

Себ. Бурдон. Избиение младенцев. Имп. Эрмитаж

Роль Жерара де Лэресс слишком значительна в истории нидерланд­ской живописи, чтобы мы к нему не вернулись еще при обсуждении последней116.

Примечания

113 Berthollet Flemalle (Flemael, Flamael) родился в Льеже 26 мая 1614 г. в семье живописца на стекле; ученик Дуффе; двадцати четырех лет Ф. отправляется за гра­ницу и посещает Париж, Рим, Флоренцию и снова Париж, где ему удается обра­тить на себя внимание мецената-канцлера Cerie. Вероятно, во Франции им испол­нена большая картина, известная нам по гравюре Наталиса 1649 г. — «Собор орде­на картезианцев». На родине, куда Флемаль возвращается в 1647 г., им исполнен ряд значительных работ, из которых многие были увезены в 1794 г. во Францию, причем варварски погиб его шедевр — «Успение Богородицы». Другим его шедев­ром считался «Св. Бруно», — он также погиб, но известен по гравюре Наталиса и по эскизу самого мастера в собрании свящ. Joseph Scheen. В 1670 г. Ф. призван в Париж, где избран в члены и профессора Академии; в том же году мастеру пожало­ван доходный каноникат коллегиальной церкви св. Павла в Льеже. В Париже им исполнен, м. п., плафон в аудиенц-зале Тюильрийского дворца. К сожалению, вскоре после этого Ф. впал в тяжкую меланхолию (современники считали Ф. жертвой пре­словутой отравительницы, маркизы Бренвиллье) и умер в своем роскошном дворце з Льеже 10 июля 1675 г. Ф. занимался и архитектурой. Сохранился ряд картин мас­тера в музеях Caen, Лилля («Молитва св. Ламберта»), Брюсселя («Изгнание Гелио-дора»), Касселя («Смерть Лукреции»), Дрездена («Бегство Энея из Трои»).

114 Walthere Damery, член художественной семьи, родился в Льеже 7 марта 1690 г.; по окончании иезуитской школы он поступает в ученики к Антуану Дебурто; в 1635 г. отправляется в Англию, оттуда во Францию, наконец - в Италию. Здесь он подвер­гается влиянию Кортоны. На возвратном пути попадает в плен к алжирским пира­там, но освобождается благодаря заступничеству французских монахов. Во время пребывания в Париже им исполнена фреска в куполе церкви монастыря Carmes Dechausses «Глорификация ордена кармелитов». Возвращается мастер в Льеж в 1644 г.; вторично женится в 1659 г. на Anne Catherine de la Chapelle. Умер Дамери в Льеже 18 февраля 1672 г. Его брат и ученик Jacques D. (1619—1685) провел значитель­ную часть жизни в Риме; он славился живописью цветов. Из произведений В. Д. до нас дошли, кроме вышеупомянутого купола, «Снятие со Креста» (1650 г.) в церкви Herck-St. Lambert, «Богородица» в льежской церкви Ste. Foi, «Сретение» в церкви Glain близ Льежа, «Пастораль» (1670) в собр. Brahy в Льеже, «Явление Богородицы св. Норберту» в Мюнхене, «Передача скапулария св. Симону Стоку» в музее Майнца.

115 Jean Guillaume Carlier родился в Льеже 3 июня 1638 г. Ученик Флемаля, за которым он последовал во Францию. Позже он жил на родине, где и умер 1 апреля 1675 г. от последствий панического испуга. Его шедевром считается картина «Му­чение св. Дени», дошедшая до нас только в копии и в эскизе самого мастера в Брюс­сельском музее. Кроме того известны: «Крещение Господне в соборе Льежа», «Хри­стос с детьми» в собр. Theux de Montjardin и «Св. Иосиф» в музее Майнца.

116 Gerard de Lairesse родился 11 сентября 1640 г. в семье живописца Renier de L. (1597-1667). Крестник Дуффе. Ученик друга отца, Б. Флемаля, который его застав­лял изучать памятники древности и произведения Пуссена. 29-ти лет Лэресс ис­полняет значительный по размерам образ «Мучение св. Урсулы» для церкви этой святой в Аахене, после чего юный художник быстро завоевывает общее признание. К тому же раннему периоду деятельности относятся «Св. Августин» в музее Caen, «Крещение св. Августина» в Майнцском музее и ряд мифологических сюжетов. Ис­тория на романической подкладке принуждает художника в 1664 г. покинуть Льеж и поселиться в Голландии, где, живя в Герцогенбоше, он обращает на себя внима­ние торговца Ейленбурга, заключившего с ним договор по продаже картин. После этого мастер переселяется в Амстердам, где он получает право гражданства в 1667 г. Разбогатев, Лэресс обзаводится собственным домом, в котором устраивает частную академию. Одно время мастер работает также для штатгальтера в Гааге. Продуктив­ность художника как в области живописи, так и в гравюре, была огромной, но, к сожалению, блестящая карьера его в 1690 г. прервалась тяжким недугом — он ос­леп. Однако и после этого несчастья Л. не переставал интересоваться искусством, и к этому времени относятся его лекции о теории искусства, иллюстрации к которым изготовлял его сын и Иог. Глаубер. Собранные в одно целое, эти лекции были изда­ны в 1707 г. под заглавием «Het groot Schilderbook» (успех книги выразился в том, что вслед за первым последовали три других издания, а также по два переводных — на французском, на немецком и английском языках). Умер Лэресс 28 июля 1711 г. Картины мастера сохраняются в музеях Амстердама, Берлина, Брюсселя, Касселя, Гааги, Стокгольма, Вены, Христиании, Дрездена, Мюнхена, Лувра, Caen, в гааг­ском Binnenhof е и т. д. В Эрмитаже кисти Л. принадлежит картина «Жертвоприно­шение» (близко к Л. подходит и картина «Материнская любовь», которую, однако, нужно отдать его сыну). П. П. Семенов цитирует две картины Л. в петергофском Монплезире и одну картину в собрании Нарышкиной. На выставке «Старых Годов» был эффектный подписной аллегоричный портрет мастера из собр. И. Я. Мюргед. Личность Лэресса вполне уясняется при изучении одних его велико­лепных офортов, изданных цельным сборником Н. Фишером с присовокуплением гравюр Munnickhiiysen'a, A. Bloteling'a и др. В 1685 г. появились и его таблицы для анатомии Bidloo. См. L. Abry «Les homes illustres de la nation liegeoise», Liege, 1867; J. Helbig «L'art mosan», Braxelles, 1911; «Gerh. de Lairesse Leodiensis Pictoris Opus Elegantissimum ipsa manutam aere incisum quam inventum».

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.