Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
VIII - Французские классики XVII века

3 - Жак Бланшар, Лоран де ла Гир

Л. де-Лагир. Мелеагр и Атланта. Гравюра Шово

Лоран де ла Гир не побывал в Италии, и одно это обстоятельство доказывает, насколько во Франции было подвинуто художественное образование в духе итальянского академизма101. Действительно, нет ничего легче, как принять церковные картины л а Гира за работы ка­кого-либо римлянина или болонца102. Но у ла Гира имеются и свои отличительные черты как в композиционном строе, так и в пропор­циях удлиненных сухощавых фигур и особенно в его умении обда­вать свои сцены, разыгрывающиеся обыкновенно среди красивой ар­хитектуры, золотистыми вечерними лучами. Рядом с Вуэ он представ­ляется менее жизненным, но и более изысканным103. Больше поэзии 

Филипп де Шампэнь. Св. Симеон Богоприимец. Брюссельский музей

содержится в его лесистых пейзажах, занимающих среднее положе­ние между работами Пуссена и фламандцев круга 

Рубенса. Жак Бланшар занимает, благодаря своему увлечению венецианца­ми, особенное место среди французских живописцев первой полови­ны XVII в.104 Быть может, в свое время это вредило художнику, ибо «истинный» вкус ставил венецианскую живопись несравненно ниже римской и болонской. Зато в последующий период, когда заго­релся спор «пуссени-стов» и «рубенистов», Бланшара, удостоив­шегося прозвища «французского Тициа­на» и считавшегося величайшим колорис­том Франции, пере­довые элементы ста­вили в пример, дос­тойный подражания. На самом деле Блан-шару до Тициана — как до неба, и нам даже непонятно, как могли сравнивать это­го характерного «ка-раччиста» с главой жизненного искусства Венеции105.

 

 

Примечания

101 Кроме ла Гира, не был в Италии и целый ряд других выдающихся француз­ских мастеров XVII в.: Лесюер, Жувене, Риго, Ларжильер, де Труа-отец, Клод Од-ран, Сантерр, Н. Н. Куапель, Каз.

102 Laurent de la Hire (Нуге) родился в Париже 27 февраля 1606 г. Ученик своего отца, Lallemand и, по некоторым сведениям, Vouet. В перспективе его наставником был Defargues. В 1648 г. он избран одним из членов-основателей Академии. Умер мастер в Париже 28 декабря 1656 г. Шедевром ла Гира считается «Снятие со Крес­та», исполненное для парижских капуцинов и ныне находящееся в музее Руана. От­личные примеры творчества художника мы находим в Лувре («Нахождение тела св. Франциска» и «Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью», «Лаван, ищущий идолов, спрятанных Рахилью» 1625 г. и др.), в музеях Гренобля («Эммаус» и «Явле­ние Христа святым женам»), Дижона, Нанта, Руана, Валансьена («Пейзаж»), Мон-пелье («Пейзаж»). Ряд картонов для шпалер находится в «Музее Гобеленов». Эрми­таж обладает характерной по световому эффекту картиной «Меркурий передает Ба­хуса нимфам» 1638 г., и, кроме того, мастеру приписывают интересную «Сцену из истории Авраама», не обнаруживающую однако отличительных черт его манеры. Двумя значительными картинами мастер представлен и в галерее кн. Юсупова. См. Guillet de St. Georges «Мёт. in.».

103 К сожалению, до нас не дошла его большая картина в парижской ратуше, изображавшая группу городских чинов.

104 Jacques Blanchard родился 1 октября 1600 г. в Париже; ученик своего дяди, Никола Боллери, а в бытность в Лионе, куда Б. попал на пути в Италию, — Ораса Леблана. Рима художник достигает в 1624 г. и здесь живет два года; столько же вре­мени он проводит в Венеции, а на возвратном пути во Францию останавливается в Турине, где исполняет для савойского короля серию в восемь картин, изображаю­щих «Любовь Венеры и Адониса». В Париже Б. быстро завоевывает себе извест­ность: «его манеру любили, и он имел особый дар писать поколенные изображения Богородицы и нагих женщин, которым, кроме красивого колорита, он придавал много выражения». «Колорит был его главной областью; он лучше кого-либо знал смесь красок —то, что Плиний называет commixtatus et transitus colorum». Кроме станковых картин, Б. исполнил и ряд декоративных работ (м. п., роспись галереи в Hotel de Bullion). Умер мастер в полном расцвете сил в 1638 г. Он был членом Ака­демии св. Луки. Картины редкого мастера хранятся в Лувре (два «Св. Семейства», «Милосердие», «Св. Павел в раздумье», — последняя приписывается также его бра­ту Жану-Батисту Б.), в музеях Тулузы, Руана («Церера»), Ренна, Байе, Нанта, Шер­бура. Гравировали с Бланшара — N. Regnesson, Gamier, С. Bloemart, J. Couvay, Rousselet, Poily.

105 Судя по одной эрмитажной картине, ближе к Веронезе стоит Роллан Лефевр, которого не следует смешивать с фламандским гравёром Валентином Лефевром, вос­произведшим многие картины Веронезе и Дзелотти в мастерских гравюрах. За точ­ность атрибуции эрмитажной картины «Эсфирь перед Артаксерксом» мастеру гово­рит ее происхождение из собрания Кроза. Вообще же сведения, имеющиеся у нас о художнике, крайне скудны. Известно только, что Roland Lefevre, прозванный «de Venise», родился в Анжу в 1608 г.; долгое время жил в Венеции; избран в члены Па­рижской Академии в 1663 г. за миниатюру, изображающую «Истину, являющуюся Академии», и уже в 1665 г. исключен за оскорбление, нанесенное собранию, не по­желавшему зачислить Лефевра в разряд исторических живописцев. В свое время Р. Л. славился главным образом своими портретами. Умер Р. Л. в Лондоне в 1677-м или 1675 г. Сомнение в достоверности последней даты вызывает то, что и превосходный портретист Клод Лефебер — автор портрета «Юноша со своим наставником» (в Лувре), согласно старинным биографам, также был в Англии и также умер в 1675 г. Гравёр Valentin Lefevre или Lefebure был родом из Брюсселя и умер в Венеции (1652—1700).

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.