Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
VIII - Французские классики XVII века

7 - Жерар Дуффе

Не лишены красоты и аллегорические картины Лесюера, особенно некоторые декоративные панно, украшавшие одно из чудес француз­ского искусства XVII в. — Hotel Lambert на острове St. Louis в Пари­же. Умное изучение Рафаэля и Корреджо - в сочетании с увлечением Гвидо - сказывается здесь на каждом шагу, и это тем более замеча­тельно, что Лесюер в Италии не был и с итальянским искусством был знаком лишь по тому, что он мог видеть в парижских собраниях. И еще в пользу даровитого, рано скончавшегося мастера говорит то, что при всей его зависимости от итальянцев, в нем много чисто фран­цузских черт, сохранением коих он, вероятно, и обязан Пуссену. Так, существеннейшие черты искусства Лесюера — нежный тон, спокой­ствие и сдержанность в композиции, — несомненно, чисто француз­ского происхождения.

С. Бурдон. Бегство в Египет. Гравюра автора

Уже во «франко-фламандцах» Шампене и Стелле мы поражаемся их чрезвычайной близостью к Пуссену, но еще большую зависимость от него мы найдем в группе художников, по рождению относящихся к южной Бельгии и к ее главному центру — Льежу, и все же более тяготевших к Парижу, нежели к Антверпену и Брюсселю. Трудно по­верить, чтобы Дуффе, Дамери или Жерар де Лэресс были соотече­ственниками Рубенса, и, наоборот, родство их с Пуссеном настолько близко, что многие их картины ходили и до сих пор ходят за произ­ведения последнего. Для правильной оценки этого явления нужно, со своей стороны, вспомнить, что и в Пуссене мы найдем немало та­ких черт, которые если и не являются характерно нидерландскими, то все же, как мы уже указывали, «подтверждают» его северное про­исхождение, его развитие под руководством полунидерландца Варена и его связь с северянином Филиппом де Шампень.

Главные картины Дуффе111 были когда-то приобретены для знаме­нитой Дюссельдорфской галереи и в составе последней попали в Мюнхен. В них-то и поражает полное отсутствие бурного фламанд­ского темперамента и, наоборот, на первый взгляд они производят то несколько расхолаживающее впечатление, которое вызывается болон-скими академиками или религиозными композициями Пуссена. Слишком во всем чувствуется расчет, пользование манекеном, натур­щиками, перспективным построением, а черноватость теней поража­ет в нидерландце еще больше, нежели в итальянце или во французе. Однако стоит преодолеть это впечатление, и мастер заинтересовыва­ет как своими композиционными инвенциями, так и умным пользо­ванием световыми эффектами, затейливым изяществом фигур, жес­тов, одежд и, наконец, благородством палитры. С Пуссеном к тому же его связывает не только одна «разумность» его искусства, но и то, что Дуффе действительно «умеет верить» в свой предмет. Когда он отводит главному происшествию в картине «Нахождение мощей св. Франциска» место на втором плане, где-то в углу, то делает он это не по недомыслию, а, напротив того, по изысканной «прециознос-ти» — прибегая к этому приему с тем же расчетом, какой руководил и многими другими искусными «режиссёрами» живописи — Тинторет-то, Веронезе или тем же Пуссеном112.

Примечания

111 Gerard Douffet родился в Льеже в один год с Пуссеном —6 августа 1594 г.; ученик брюссельского уроженца Jean Taulier, работавшего во вкусе Мартина де Воc; позже Д. перешел к Perpete в Динане и к самому Рубенсу в Антверпене (на два года). В 1614 г. художник отправляется в Италию, где он живет восемь лет. Побывав в Риме, на Мальте и в Венеции, Д. возвращается в Льеж весной 1623 г. Здесь он же­нится на своей возлюбленной и постепенно, несмотря на крайне медленный спо­соб работать, становится самым видным художником города. К 1627 г. относится «Нахождение мощей св. Франциска», к 1624 (?) — «Нахождение св. Креста» (обе картины в Мюнхене), к 1640 г. — «Триптих св. Екатерины» в церкви той же святой (погиб в огне в 1691 г.). Кроме того, сохранилось два превосходных портрета италь­янского периода в Мюнхене, «Св. Рох» в льежской церкви св. Вероники, «Исцеля­ющий св. Петр» в собрании Alfred Bequet в Намюре, «Венера посещает Вулкана» в собрании Auguste Visschers в Брюсселе, портрет принца Максимилиана Баварского в замке Kinkempois и др. См. J. Helbig «La peinture au pays de Liege», Liege, 1903 и его же «LArt Mosan», Braxelles, 1911.

 112 О мастерских портретах художника, могущих выдержать сравнение даже с Галь-сом и Гельстом, речь будет в книге, посвященной портретной живописи.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.