Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
VIII - Французские классики XVII века

6 - Стелла, Лесюер

Стелла, один из корреспондентов Пуссена109, приложил большие усилия к тому, чтобы перенять у друга стройный, спокойный лад его композиции и ясную красочность. И часто это ему удавалось на­столько, что многие хорошие картины Стеллы сходят за второстепен­ных «Пуссенов». Но осталась недоступной «лионскому фламандцу» самая поэзия Пуссена, то тре­петное, что скрыто под кажу­щимся спокойствием автора «Нарцисса». Лишены жизнен­ности даже те картины Стеллы, в которых он трактует бытовые сцены, как, например, в серии из крестьянской жизни, извес­тной нам по гравюрам. И в них ему не удается, несмотря на изящные композиционные ин­венции и отличный рисунок, увлечь зрителя.

Жерар де Лэресс. Помазание Соломона на царство. Гравюра автора

Бесконечно более одухотво­рено творчество Лесюера, имев­шего возможность познако­миться с искусством и со взгля­дами Пуссена в бытность последнего в Париже и продол­жавшего с ним переписываться впоследствии110. Разумеется, преувеличенным должно сейчас казаться прозвище «французский Рафаэль», которое было дано этому тихому, вдумчивому эклектику, действительно много почерпнувшему из изучения гравюр с Рафаэля и тех немногих картин урбинца, которые находились в королевских дворцах.

Жерар де Лэресс. Пастораль. Гравюра Иог. Глаубера

Но, с другой стороны, нельзя отнять у Лесюера его подлинного чувства поэзии и действительно изу­мительной чуткости к музыке линий, к ладу композиции. Редко кто теперь останавливается перед его серией «Жития св. Бруно» в Лувре, и все скорее спешат покинуть отданную под нее комнату, вынося впе­чатление чего-то надоедливо-однообразного и пресного. Но кто пре­одолевает это чувство, свойственное нам, перекормленным и избало­ванным жизненным искусством людям, тот может получить своего рода удовольствие в разглядывании этих картин монашеского подви­га, рассказанного с красивым спокойствием, без пафоса, без той па­тетической гримасы, которая так портит почти все церковные карти­ны эпохи барокко. Перед некоторыми картинами «Жития» — напри­мер, перед «Постройкой кельи» и «Кончиной святого» — можно даже вспомнить о другом прославителе монашеского подвига, о Сурбара-не, хотя, разумеется, чересчур нежная техника и сладковатые краски Лесюера с его предпочтением матовой лазури не выдержат сравнения с мощной живописью великого испанца.

Примечания

109 Jacques Stella, член многочисленной семьи художников, фламандского проис­хождения, родился в Лионе в 1596 г.; двадцати лет отправился во Флоренцию, где получил место при дворе герцога; вместе с братом Франсуа Жак в 1623 г. отправил­ся в Рим; по прошествии 12 лет, накануне отплытия в Испанию, Стелла был по ложному доносу посажен в тюрьму, однако вскоре после того освобожден и в свите посла маршала де Креки предпринял обратный путь, посетив по дороге Венецию и Милан. В Париже Ж. С. был занят для архиепископа Гонди и пользовался покро­вительством Ришелье, который даровал художнику пенсию и казенную квартиру в Лувре. В 1644 г. ему даны звание «живописца короля» и орден св. Михаила. Умер мастер в Париже 29 апреля 1657 г. Произведения Стеллы находятся в музеях Лувра, Анжера, Гренобля, Гавра, Лиона, Монпелье (и в «Chapelle de la Misericorde» там же), Нанта (здесь одна из бытовых композиций мастера), Руана («Вакханалия» и др.), Монтобана («Закат»), в Эрмитаже, в музее Академии Художеств (очень характерное «Нахождение Моисея»), в Царскосельском дворце и в галерее кн. Юсупова. Кроме того, существует немало картин, а также всевозможных декоративных и архитек­турных композиций мастера, которые известны нам по гравюрам. Особенно много гравировала с Ж. С. его племянница Claudine Bouzonnet-Stella.

110 Eustache Lesueur родился в Париже 19 ноября 1617 г.; сын скульптора по дере­ву; ученик С. Вуэ, в мастерской которого он был одновременно с Лебреном. Же­нившись в 1642 г., он принужден искать в усиленном труде средства существования и не в состоянии совершить путешествие в Италию. Считается, что Л. был многим обязан общению с Пуссеном во время пребывания последнего в Париже; позже их сношения поддерживались перепиской. Вуэ приглашает Л. к себе в сотрудники при росписи Hotel de Bullion, а кардинал Ришелье заказывает юному мастеру серию картонов для шпалер на мистико-эротические темы из «Сна Полифила». Еще до приглашения Лебрена Л. был занят декоровкой Hotel Lambert. Часть этих наиболее для него характерных работ светского характера ныне в Лувре, другая была увезена одним из собственников Hotel Lambert, графом Монтоливе, к себе в замок «La Grange" (Berry). К 1648 г. относится наиболее популярная из церковных работ Л. — серия из 22 картин, изображающая «Житие св. Бруно» и исполненная им для ма­ленького дворика монастыря картезианцев в Париже (ныне в Лувре). Умер мастер 30 апреля 1655 г. Рассказы о болезненной зависти Лебрена к Л. принадлежат, веро­ятно, к измышлениям. С 1648 г. Лесюер состоял одним из членов-основателей Ака­демии. Кроме названных, лучшие из произведений Л. сохранились в Лувре: «Несе­ние Креста», «Благовещение», «Св. Гервазий и св. Протазий перед Астазием», «Про­поведь св. Павла в Эфесе», «Групповый портрет художников» (стиль Рафаэля особенно удачно уловлен в благородной композиции «Проповедь св. Павла»). Дру­гие значительные картины в музеях Бордо, Гренобля, Лиона, Нанта, Монпелье. Эр­митаж обладает семью картинами мастера, из которых особенно красива «Введение во храм» и значительна по размерам «Дарий Гистасп вскрывает гробницу Нитокри-сы». Гравировали с Л. оба Пикара, Одран, П. Даре, Дюфло, Кувэ, Дориньи, Шово, Леклерк, Дэплас и др. Пейзажи на картинах Л., придающие им значительную долю прелести, писаны Пателем, однако в серии «Св. Бруно» они исполнены по соб­ственным рисункам мастера. См. статью Guillet de St. Georges в «Memoires inedits»; Perrault в I т. «Eloges des hommes illustres»; Ant. de Montaiglon et L. Dussieux «Nouvelles recherches sur la vie d' E. L.», Paris, 1852; L. Vitet «E. L. sa et ses oeuvres», Paris, 1853; Vicomte Pointel-Chennevieres «La chambre de L. dans le chateau de la Grange» во II т. его «Recherches... sur... quelques peintres provinciaux», Paris, 1850; «Les peintures de Ch. Lebrun et d' E. Lesueur qui sont dans Г hotel du Chastelet cydevant la maison du president Lambert», Paris, 1740.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.