Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
VIII - Французские классики XVII века

4 - Филипп де Шампень, Жан Батист Шампень

П. Миньяр. Аполлон и Минерва венчают юного гения Франции. Плафон, бывший в Petite Galerie Версальского дворца. Гравюра Б. Пикара

Филипп де Шампень, занимающий одно из самых видных мест в истории портрета, написал и большое количество церковных картин — если не бле­стящих и не жизненных, то все же заслуживающих внимания пре­восходной методичной техникой106. Не этому ли воспитаннику фла­мандской школы обязан и Пуссен более, нежели своему учителю Варену, своим техническим мастерством? Ведь оба художника встрети­лись в Париже, подружились и даже поселились в одном «подворье». Внушает уважение и добросовестное, вдумчивое отношение Шампеня к религиозным темам, выдающее его близость к янсенистам, к этим «пуританам католицизма».

Ж. Стелла. Жатва. Гравюра Кл. Стеллы

Младший Шампень, Жан Батист, приходившийся племянником Филиппу, несколько более свободен в приемах и более гармоничен в красочных сочетаниях. Известная пышность его приемов оказалась даже пригодной для декоративных ансамблей Леб-рена, а его «Взятие Богородицы на небо» выдерживает соседство если не самого Рубенса, то Дипенбека и Крайера.

Примечания

106 Philippe de Champaigne родился в Брюсселе 26 мая 1602 г. в семье, происхо­дившей из Реймса. Ученик Жана Бульона и Мишеля де Бурдо, произведения кото­рых не дошли до нас. Впоследствии он пользовался наставлениями знаменитого в свое время пейзажиста Фукьера «Le Titien de la Flandre» — одного из сотрудников Рубенса (известного в истории французской живописи своими претензиями на пре­имущественную перед Пуссеном роль в деле декорирования галереи Лувра). В 1621 г. Ш. уже в Париже. Здесь он находит приют в College de Laon, где встречается с дру­гим «северянином» — Пуссеном. Первое время специальностью Ш. была пейзаж­ная живопись, позже он всецело перешел на портрет и «историю». Возможно, что благодаря Пуссену Шампень принял участие в декоровке Люксамбура под общим наблюдением Никола Дюшена, на дочери которого Ш. женился в 1628 г., получив одновременно звание живописца королевы-матери и квартиру в Люксамбуре (до этого Ш. ездил ненадолго в Брюссель). Однако уже в 1631 г., вследствие изгнания Марии Медичи, происходит перерыв в декоровке ее дворца. В 1637 г. Ш. удостоен звания «живописца короля» (в качестве такового он подписывает метрику своей второй дочери). В эти же годы Ш. занят для монастырей «кармелитов улицы St. Jacques», «кармелитов улицы Chapon» (1631 г.) и «Religieuses du Calvaire». В 1634 г. он пишет, по заказу Людовика XIII, для Notre Dame «Обет короля» (ныне в музее Caen) и «Церемонию посвящения в рыцари Св. Духа» (один из экземпляров этой композиции в музее Тулузы). И для Ришелье мастер исполняет ряд работ, из кото­рых особенно значительной была роспись плафона в галерее Palais Royal, где по золотому фону, имитирующему мозаику, Ш. изобразил разные аллегории, а также события из жизни великого министра (эта прославленная современниками живо­пись была варварски уничтожена в конце царствования Людовика XIV). В другой части дворца Шампень по заказу Ришелье создал портретный «Пантеон» всех зна­менитых людей Франции, для чего им были сделаны самые добросовестные изыс­кания (эти портреты были воспроизведены в XVII в. гравёрами Heintz и Bignon). Смерть жены в 1638 г. повергла Филиппа в глубокое отчаяние, и лишь необходи­мость заботиться о трех сиротах заставила его снова втянуться в работу. Однако ис­пытания на этом не кончились. В 1650 г. умирает его единственный сын Клод, по­дававший большие надежды, а несколько позже — его меньшая дочь Франсуаз, быв­шая с 1648 г., как и старшая — Катерин, пансионеркой знаменитого в истории янсенизма Port Royal. В 1656 г. Катерин сама поступает в монахини под именем Catherine de Sainte Suzanne. Для Port Royals Шампень исполняет целый ряд кар­тин, среди которых «Тайную Вечерю» и двойной портрет его дочери и другой мона­хини, написанный в память чудесного исцеления Катерин де Сент Сюзан от пара­лича в 1662 г. (обе картины в Лувре; портрет «ех voto» Шампеня справедливо чис­лят среди самых благородных произведений натуралистического характера). Всю свою нежность Ш. в последние годы жизни перенес на своего племянника Jean Baptiste de Champaigne (10 октября 1631 г. в Брюсселе, 28 октября 1681 г. в Париже), которого он взял на воспитание еще в 1644 г. и который принял французское под­данство в 1655 г. По возвращении племянника из Италии в 1658 г. Филипп берется вместе с ним исполнить роспись апартаментов короля в Венсенском замке, закон­ченную в 1661 г. В 1667 г. Ж. Б. женится на племяннице покойной жены Филиппа, и в том же году им исполнена картина, поднесенная корпорацией золотых дел ма­стеров Notre Dame (ныне в музее Нанта). Снова дядя и племянник работают вместе над декоровкой апартаментов дофина в Тюильри («История Ахиллеса»), прерван­ной вследствие начала живописных работ в Версале. В убранстве Версаля прини­мал участие уже один только Ж. Б. («Зал Меркурия»). Последние годы Филипп де Шампень был исключительно занят для церквей. С 1648 г. он состоял членом Акаде­мии живописи; в 1655 г. он назначен профессором Академии, перед собранием кото­рой он неоднократно выступал и в качестве докладчика, обсуждая произведения Ти­циана и Пуссена. Умер Филипп 12 августа 1674 г., оставив значительную сумму любимому монастырю. Ж. Б. д. Ш. умер через несколько дней после своей един­ственной дочери, 28 октября 1681 г. (последнее время он был занят в Версале живо­писью в «Зале Меркурия» и в «Собственной молельне королевы», а также портрета­ми). С 1663 г. Ж. Б. состоял академиком, а с 1664 г. — профессором, и ему также при­надлежат несколько прочитанных в Академии докладов о картинах Пуссена, Тициана, Гвидо, о «достоинстве рисунка» и о «подражателях чужим приемам». См. A. Gazier «Philipe et Jean Baptiste de Champaigne» в серии «Artistes Celebres», Paris, 1893; Bouchitte «Notice sur la vie de Ph. de С.» в «Mftmoires de la Societe des Sciences morales de Seine et Oise», TV, 1856; Galesloot «Notice biographique concernant J. B. d. С», изд. «Academie Royale des Sciences et des Beaux Arts», Bruxelles. 1868; два доклада Goovaerts в «Reunions des Societes des B. A.», 1891, 1892; «Memoires inedits* (Guillet de St. Georges), статью Stein о сношениях Ф. д. Ш. с Port RoyaPeM в «Reunion des Societes des В. A.», 1891.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.