Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
VIII - Французские классики XVII века

5 - Братья Миньяр

Е. Лесюер. Музы. Одно из панно для Hotel Lambert. Ныне в Лувре. Гравюра Дюкло

Близки к Филиппу де Шампень и оба брата Миньяр, из которых старший, Никола, почти всецело отдавший себя портрету, прожил всю жизнь в Авиньоне107, а младший, знаменитый Пьер Миньяр — «Рим­лянин», играл при дворе роль опасного соперника Лебрена и отравил в значительной степени последние годы «первого живописца» Людовика XIV108. Оба брата холодны, расчетливы, чересчур методичны. Но какие это изумительные знатоки своего дела, спокойно и уверенно владевшие всей технической стороной искусства и превосходно умевшие пользоваться всем тем, чему их научили римляне и болонцы. 

Если мы и не способны разде­лять увлечение Мольера куполом вотивной церкви Анны Австрийской Val de Grace (увлечение, побу­дившее даже автора «Ми­зантропа» написать в честь своего друга целый стихотворный трактат о живописи), то все же нельзя отнять у этой ис­полинской фрески то, что бесчисленные фигуры на­рисованы с совершенным знанием «канонического тела» и что соединены они в красивые пышные группы. И красоч­ность у Пьера Миньяра, при всей холодности, более своеобразна, нежели у других его современников. Он постоянно отваживается упот­реблять ясные «цельные» колеры и избегает глухих темных мест. Иные его картины производят впечатление неувядающих букетов.

 

Уже на Миньярах (так же, как и на Лебрене, о котором мы будем говорить отдельно) сказывается влияние Пуссена. В еще большей сте­пени это влияние обнаружилось на творчестве Стеллы, Бурдона, Лесюера и целого рада «франко-фламанд­цев», не считая ху­дожников, совершен­но лишенных само­стоятельности, вроде секретаря Первой Академии — Тестеле-на, Бланше, братьев Корнейль, Франсуа Вердье и первого ди­ректора основанной в Риме Французской Академии — Эррара.

Примечания

107 Nicolas Mignard, прозванный «d'Avignon*, старший из двух братьев, родился в Труа 7 февраля 1606 г. Все рассказы старинных биографов о шотландском проис­хождении семьи и о том, что самая фамилия была ей дана Генрихом IV, оказывает­ся, по проверке, вымыслом. Никола был сначала в учении у местного художника, затем изучал в продолжение нескольких лет произведения живописи в Фонтенбло. Одно время он живет в Лионе, затем в Авиньоне, где он встречает покровителя в лице кардинала Лионского — брата Ришелье; в свите кардинала художник попадает в 1644 г. в Рим, где остается два года. По возвращении на родину он в 1660 г. пишет портрет Мазарини, сопровождавшего короля в путешествии на встречу своей неве­сты к испанской границе. Успех этого портрета привел к тому, что Н. М. был при­глашен в Фонтенбло для портрета Людовика XIV и его юной супруги. В 1863 г. он член Академии; в следующем году — профессор. Умер мастер в Париже 20 марта 1668 г. Из произведений Н. Миньяра — большинство портреты, разбросанные по галереям Европы (в Турине, в Брюсселе, в Штутгарте, в Лионе). Однако мастер пи­сал и «исторические» композиции. Из них нам удалось видеть в одном частном доме в Париже «Четыре времени года» и, кроме того, известен ряд произведений по гра­вюрам Масона и Буланже. В бытность в Париже Н. М. расписал нижние малые апартаменты в Тюильри, изобразив мифы об Аполлоне; еще во времена д'Аржен-вилля этот дворец «был полон его произведений».

108 pjerre-Mignard Le Remain, младший и более знаменитый из двух братьев, ро­дился в Труа 7 ноября 1612 г.; ученик в продолжение года выдающегося живописца Буше в Бурже (сначала П. предназначался отцом к медицине); затем некоторое время М. проводит в Фонтенбло, изучая собранные там художественные богатства; по воз­вращении в Труа ему поручается марешалем де Витри расписать капеллу замка Coubert, что было исполнено юношей с таким успехом, что его покровитель счел нужным поручить Пьера — для дальнейшего образования — Симону Вуэ. К концу 1635 г. П. М. отправился в Рим, где он встретился со своим другом Дюфренуа. Порт­реты Гюг де Лионна и Арно обратили на М. общее внимание, и сам папа Урбан VIII пожелал иметь свое изображение кисти французского мастера. По желанию карди­нала Лионского Л. М. копирует в восемь месяцев всю галерею Караччи в палаццо Фарнезе. В 1653 г. он отправляется к Дюфренуа в Венецию, а затем совершает пу­тешествие по городам Ломбардии; в это время он уже имеет учеников. По возвра­щении в Рим М. пишет Александра VII и имеет особенный успех своими миловид­ными «Мадоннами», получившими прозвище «Mignardes». Наконец, по приглаше­нию короля он возвращается, по прошествии 22 лет, на родину. Восемь месяцев он проводит у брата в Авиньоне, затем, едва оправившись от болезни, вызывается в Фонтенбло для написания портрета короля, предназначенного для отсылки в Испанию. Поселившись у Дюфренуа в Париже, М. становится самым излюблен­ным, наряду с Лебреном, художником французского двора. Он исполняет роспись в галерее в Hotel de Longueville, ему позируют все знатные синьоры и красивейшие дамы, окружавшие юного «Короля-Солнце»; ему поручает королева-мать (в кон­це 1660-х гг.) роспись огромного купола вотивной церкви «Val de Grace»; в 1677 г. Пьер М. исполняет декоративные работы для Monsieur — брата короля в Сен-Клу; в 1683 г. выступает соперником Лебрена в самом Версале — в росписи уничтожен­ной в 1736 г. «Petite Galerie». Не желая играть вторую роль, тщеславный художник при жизни Лебрена отказывается от участия в академических делах и очень гордит­ся своим званием директора (образовавшейся из «maitrise») Академии св. Луки, ко­торая, благодаря его проискам, получила было эфемерное существование и значе­ние. Но как только не стало «первого живописца короля», так, пользуясь покрови­тельством всемогущего Лувуа, Миньяр в один день (4 марта 1690 г.) получает все академические звания, вплоть до директора и канцлера; в то же время он назнача­ется «первым живописцем короля» (еще в 1687 г. мастер был возведен в дворян­ство). Умер Миньяр в Париже 30 мая 1695 г. В Риме он женился на дочери архитек­тора, от которой имел сына Шарля, дослужившегося до звания камергера при дво­ре Monsieur, и красавицу дочь Катерин-Маргерит, вышедшую замуж за графа де

Фёкиер. Из декоративных работ мастера сохранился плафон в Val de Grace, рету­шированный (пастелью) еще им самим; другие работы аналогичного характера из­вестны нам по гравюрам и подготовительным рисункам мастера. Рядом характер­ных картин художника обладает Лувр. Среди портретов особенно интересен цвети­стый групповой портрет семьи дофина (реплика изображенного на нем герцога Бургундского в собрании П. П. Вейнера), повторение которого в большом виде — в Версале. В Версале же хранится портрет дочери художника. Эрмитаж обладает пя­тью произведениями М., из коих одно очень большое — «Великодушие Александ­ра» 1689 г. Превосходный женский портрет М. находится в собрании М. С. Олив. Другие картины мастера находятся в музеях Турина, Мадрида, Копенгагена, Брюс­селя, Дармштадта, Берлина, Вены. Гравировали с П. М. G. Audran, Roullet, Poilly, Nanteuil, Masson, M. Losne и др. См. M. l`abbe de Monville «Vie de P. M. premier peintre du roi», Paris, 1730; его биографию (графа Кэлюса) в «Vies des premiers peintres»; Aug. Huchard «Notice s. P. M. et sa famille" в «Gazette des B. A.», 1861 r.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.