Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
VIII - Французские классики XVII века

2 - Клод Виньон, Франсуа Перрье

Более выдержанными натуралистами представляются бодрый, энер­гичный живописец Клод Виньон98 и особенно известный в качестве гравёра К. Меллан. К сожалению, творение Виньона разбросано по провинциальным музеям и по церквям. Многое и вовсе пропало, при­чем оно не удостоилось, подобно произведениям Вуэ, чести гравю­ры. Но то, что сохранилось (например, картины в Лилле и в Греноб­ле), обнаруживает в художнике известную самостоятельность, а иногда и какую-то вычурную затейливость, выдающую в нем современника Брамера и Рембрандта. Клод Меллан99, автор знаменитого «Нерукотворного образа», на­гравированного им посред­ством одной непрерывной линии, начинающейся с сере­дины носа Христа, представ­ляется обыкновенно как ли­шенный темперамента техник, прятавший под виртуозными фокусами свою неспособность загораться настоящим твор­ческим пламенем. На самом деле он заслуживает более со­чувственного отношения. Це­лый ряд его оригинальных композиций соединяет удиви­тельную простоту с искренно­стью, неподражаемо уверенное мастерство с внимательным изучением природы. Особенно же хороши его портреты, методичность штриховки коих не вредит ни классической их красоте, ни жизненности.

Фр. Перье. Орфей в аду. Лувр. Париж

Искусство Франсуа Перрье100 можно, до известной степени, рас­сматривать как продолжение строгого и «ученого» искусства Фреми-нэ; оно, однако, лишено чисто живописных достоинств автора пла­фона Фонтенблоской капеллы. То, что умели выискать схоласты-эс­теты в Пуссене, то самое, действительно, содержится — без всякой примеси чего-либо вольного — в Перрье. Зато лад композиции у это­го художника не уступает самому Аннибале Караччи, а все его фигу­ры и лица — полные внушительного благородства — более высокого стиля, нежели стиль учителя Перрье, Ланфранко. Этот вкус к благо­родству сообщает и гравюрам Перрье с античных скульптур (на кото­рых учились прежде, чем добраться до Рима, все французские худож­ники) особую красоту и даже прелесть.

Примечания

98 Claude Vignon le Vieux родился в Type 19 мая 1593 г.; считается, без всякого основания, учеником Караваджо в Риме, куда юный В. попал в обществе двух мо­нахов. На публичном конкурсе, заданном папой Григорием XV, В. получил первую премию за свой «Брак в Канне». На возвратном пути во Францию В. побывал в Испании. Мария Медичи неоднократно посылала мастера, известного своим кри­тическим даром, в Испанию и в Италию для художественных приобретений. Людо­вик XIII заказал ему серию шпалер с изображением королевских эмблем. Много занимался В. и иллюстрацией книг («Les femmes fortes* Лемуана, «La pucelle d'Orleans* Шапелэна, «L'Ariane» Демарэ и др.). Художник был дважды женат и имел баснословное количество детей (34), из которых старший, Клод, был искусным жи­вописцем. Сам «старый» Виньон славился исключительной быстротой работы. Умер В. в Париже 10 мая 1670 г. С 1651 г. он был профессором Академии. Из произведе­ний мастера сохранились картины в музеях Гренобля («Иисус среди книжников»), Лилля, Нанта, («Омовение ног» 1653 г.), Ренна, Руана, Тулузы. Кроме того, извест­ны 27 оригинальных гравюр В. и гравюры с его произведений N. Deshayes и Rene Lochon. См. заметку Guillet de St. Georges «Мeт. Inedits», т. I.

99 Claude Mellan родился в Аббевилле 23 мая 1598 г.; сын медника; юношей еще переселился в Париж. Первыми работами М. были гравюры с портретов Дюмустье (1821, 23). В 1624 г. на средства Пейреска мастер отправляется в Рим, где он посту­пает к Вилламене, а позже — к Вуэ. Огромный успех ожидал М. по его возвраще­нии в 1637 г. в Париж, где он получил казенную квартиру в Лувре, пенсию и звание «гравёра кабинета короля». Умер мастер в Париже 9 октября 1688 г. от последствий падения с лестницы. Считается, что все картины М. остались в Италии, тем не менее мы можем судить о нем, как о живописце, по его гравюрам с собственных произведений. Особенно замечательны, кроме «Нерукотворного образа», «Юный св. Иоанн Креститель в пустыне», «Распятие» и «Положение во гроб». См. An. de Montaiglon «Catalogue raisonne de l'oeuvre de C. M.», Abbeville, 1856.

100 Francois Perrier, прозванный «Le Bourguignon», родился в St. Jean de Losne (no другим сведениям, в Маконе и в Салэне — Salins) в 1590 г. Сын золотых дел масте­ра. Юношей отправился в Рим, служа проводником слепому нищему. В Риме ему удалось попасть в ученики к Ланфранко. На возвратном пути он некоторое время жил в Лионе (где, между прочим, расписал монастырь картезианцев) и затем в Маконе. С 1630 г. он в Париже. По рисункам Вуэ П. расписывает капеллу замка Chilly. В 1635 г., недовольный малым применением своего таланта во Франции, П. возвращется в Италию, где много занимается гравированием с античных статуй. Преданный Ланфранко, он не гнушается принять участие в интригах этого мастера против Доменикино. В 1645 г. Перрье возвращается снова в Париж, где главнейшей работой его было декорирование Hotel de la Vrillere (ныне Hotel de la Banque). В 1648 г. П. избран одним из членов-основателей парижской Академии живописи. Умер мастер в июле 1656 г., по другим сведениям —в 1650 г. См. статью Guillet de St. Georges в «Memoires ined. Sur la vie des membres de PAcad.».

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.