Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
I - Начало французского Ренессанса

6 - Даниель Дюмустье, Ланьо

В нашем исследовании о портрете мы подробно займемся тем, что в период «Ренессанса» было создано во Франции в этой области. Но и сейчас нельзя не упомянуть здесь имен главнейших художников, которые, в сущности, для нас и служат вехами истории живописи Франции XVI в. Эти мастера оставили нам серию острых, вниматель­ных изображений своих современников, частью в виде картин, час­тью в виде рисунков двумя карандашами («crayons»). К сожалению, вполне разобраться в том, что в массе этих портретов принадлежит обоим Клуэ19, что старшим Дюмустье20, что гаагскому уроженцу Корнейлю де Лион21, что обоим Quesnel и Court'y — невозможно22. Но скорее всего тончайшие маленькие портреты, почти миниатюры, на голубом и зеленом фоне, имеющие вид «изнеженных Гольбейнов», принадлежат Корнейлю, а более энергичные, более оттененные ри­сунки голов — Этьену Дюмустье. Мода на рисованные портреты и на собирание целых серий таковых продолжалась еще в первую полови­ну XVII в. и дала в этот последний период двух отличных мастеров: Даниеля Дюмустье и Ланьо23.

Примечания

19 Старший Clouet, Jean, Jehann или Jehannet, был иностранцем и происходил, вероятно, из Фландрии, где мы встречаем в XV в. художественную фамилию Cloet. Jehan С. сочетался браком с Jeanne Boucault — в Туре; с самых первых лет царство­вания (с 1516 г.) художник состоит при дворе Франциска; в 1522 г. он получает, по смерти Бурдишона, место valet de garde-robe, в 1528 г. он живописец короля и valet de chambre; умер Ж. Клуэ, вероятно, в 1539 или 1540 гг. Популярность художника была такова, что Клеман Маро не постеснялся его сравнить с Микеланджело. Млад­ший Клуэ, Francois, унаследовавший от отца прозвище «Jehannet» и (с ноября 1541 г.) все его должности, родился в 1516 или в 1520 гг.; в 1551 г. он commissaire de chatelet; умер Ж. К. богатым человеком 22 октября 1572 г., оставив свое состояние сестре и двум побочным дочерям. Ронсар, портрет подруги которого был исполнен Клуэ, называет художника «честью Франции»; хвалы Клуэ мы находим также у Шоделя и Паскиэ; М. А. де Бютто посвятил ему два сонета и предпочитает его Микеланджело и Рафаэлю. Вполне достоверных произведений старшего Клуэ не сохранилось, но почти с полной уверенностью можно оставить за ним портрет юного Франциска I в Лувре, а также несколько рисованных портретов первой трети XVI в. Вполне досто­верными работами Франсуа Клуэ являются — достойный лучших Гольбейнов порт­рет фармацевта и ботаника Пьера Кют (Cuthe) в Лувре, носящий полную подпись мастера, а также два подписных портрета Карла IX (1561 г. и 1566 или 1569 гг.) в Вене и подписной портрет «Дамы с кормилицей» у Кука в Ричмонде. К ним при­ближаются: тончайший портрет Елизаветы Австрийской в Лувре и длинный ряд рисованных портретов там же, в парижской Национальной библиотеке, в Шанти-льи,  в Эрмитаже,  в собрании  Раевских в  Царском Селе.  См.  Henri Bouchot «Bibliotheque Nationale. Les portraits en crayon», Paris, 1884; его же «Les Clouets», Paris, 1892 в серии «Les artistes celebres»; S. Moreau-Nelaton «Le portrait a la cour des Valois», Paris, его же «Chantilly; crayons francais du XVI s.»; Paris, 1910; его же «Les Clouets», Paris, 1908; Alphonse Germain «Les Clouets», Paris, 1906; Paul Corny «Un portrait autentique de Francois Clouet au Louvre» в «Revue de 1'Art ancien et moderne», t. XXIII; Henri Stein «Le peintre Franc. Clouet et l'apothicaire Cuthe», Paris, 1909; «Catalogue de l'Exposition des portraits peints et dessines a la Bibliotheque Nat. en 1907», Paris, 1907.

20  Родоначальником династии Du Moustier или Du Monstier является Geoffroy, бывший помощником Россо при работах в Фонтенбло и считающийся автором не­скольких офортов; три художника следующего поколения — Etienne, Pierre и Cosme D. M. — были, вероятно, его сыновьями. Этьен, родившийся, по одним сведениям, в 1520 г., по другим — в 1540 г., состоял valet de chambre и живописцем королей Ген­риха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и Генриха IV. Умер он в Париже 23 ок­тября 1603 г. Ему Нелатон приписывает три превосходных рисованных автопортре­та в Эрмитаже и Национальной библиотеке. В 1569 г. вместе с братом Пьером Э. жил, по поручению королевы, при венском дворе, и это наводит на мысль, что и портрет Елизаветы Австрийской в Лувре мог бы быть руки одного из Дюмустье. Из других членов той же семьи особенного внимания заслуживает сын Кома — Daniel, родившийся в 1574 г., состоявший придворным живописцем Генриха IV и Людови­ка XIII и занимавший видное положение в парижском обществе первой половины XVII в. Умер Даниель в 1646 г. См. статьи J. Guiffrey в «Revue de l'Art ancien et

moderne», июль 1905 г. и ноябрь 1906 г.; исследование Е. Morean-Nelaton «Les treres du Monstier», Paris, 1908, а также каталог выставки 1907 г.

21 О Корнейле де Лион упоминает Брантом; этот художник был родом из Гааги и получил прозвище, под которым он сейчас известен, благодаря своему длительно­му (с 1544 г.) пребыванию в Лионе; с 1541 г. он значился живописцем дофина (впос­ледствии короля Генриха II); в 1574 г. он был еще жив. От Корнейля происходит целая династия живописцев, носящих фамилию Delahaye. Вполне достоверных про­изведений мастера не имеется. В России Корнейлю приписывается прекрасный портрет королевы Клод в московском собрании А. А. Брокар и повторение женско­го портрета в Версале у граф. Шуваловой. См. Bouchot «Les Clouets».

22  Кроме упомянутых художников, при французском дворе работал целый ряд портретистов. Непосредственным заместителем Франсуа Клуэ был искусный Jean de Court. В это же время возникает «мода на портретные галереи». Одна из самых замечательных была устроена в Лувре, по совету географа Антуана де Лаваль (писа­ны были эти портреты королей Жакобом Бюнелем, о котором речь выше, и его женой Marguerite Bahuche). Позже во Франции работают портретисты: Nicolas Quesnel (1632 г.), Jean d'Angers, Ferdinand Elle из Малина (около 1640, Georges Lallemand из Нанси, Guillaume Dume (хороший групповый портрет парижского го­родского совета 1612 г. в Версале), Louis Beaubrun из Амбуаза (1627 г.) и знамени­тый фламандец Франсуа Поурбус.

23 Наибольшей самобытностью, остротой и живописностью отличаются «craynos» некоего Lagneau, украшающие в большом количестве коллекции Eugene Rodrigeus, Jean Masson, Национальной библиотеки в Париже и музей в Кремоне. К сожале­нию, до сих пор не удавалось выяснить личность этого своеобразного и плодовито­го мастера. Для нас интересно отметить, что целый ряд голов Ланьо изображают русских татар и калмыков, вероятно, входивших в состав какого-либо восточного посольства.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.