Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
I - Начало французского Ренессанса

5 - Жан Кузен-младший, Мартин Фреминэ

Несколько более ясное представление, нежели о других француз­ских художниках XVI в., мы имеем о Жане Кузене-младшем, и то лишь благодаря приписываемой ему луврской картине «Страшный суд», а также целому ряду гравюр на меди и на дереве, частью просто деко­ративных, частью сюжетных16. «Страшный суд», впечатлению от ко­торого вредит то, что картина так потемнела и что ограниченные раз­меры ее не соответствуют грандиозности замысла, свидетельствует, во всяком случае, об основательных знаниях ее создателя, сумевшего себе усвоить всю «формальную систему» итальянцев; это вполне «достой­ная Италии» картина в духе «рафаэлитов». В гравюрах на дереве Ку­зен не вполне самостоятелен, а идет по стопам Гольбейна-младшего и венецианцев первой половины XVI в., но и в них поражает лег­кость изобретательности и мастерство техники. Особенно прекрасна в этих работах орнаментальная часть, отличающаяся необычайной гибкостью и ритмичностью, но заслуживают в них внимания и пре­восходное знание человеческой фигуры, а также пейзажные мотивы, условные и едва намеченные, но все же передающие посредством каких-то «линейных чар» все, что нужно: и простор далей, и уныние пустыни, и тень леса, и ласку нежно волнующихся холмов. Эти пей­зажи должны были приучать глаз к гармонии и к благородной про­стоте. Быть может, им многим обязан и самый «благородный» из ху­дожников Франции — Пуссен17.

Поворот от изнеженности в духе Приматиччо к чему-то более стро­гому и «крепкому» появляется в живописи лучшего художника нача­ла XVII в. — Мартина Фреминэ18. Его плафон в дворцовой церкви Фонтенбло принадлежит, рядом с плафоном Пеллегрино Тибальди в Болонском университете, к самому, в академическом смысле, совер­шенному, что дала живопись переходного стиля от позднего Ренес­санса к барокко. Разумеется, для времени ее создания —для эпохи, видевшей уже и творчество Тинторетто и Греко, и реформу Каравад­жо, и начало карьеры Рубенса, — работы Фреминэ показатели скорее отсталого вкуса, но для Франции фрески эти, не содержащие в себе ни единой черты «провинциализма», абсолютно гармоничные по фор­мам, мастерские по исполнению, означают то, что школьный период ее пришел к концу и что, следовательно, отныне можно было ожи­дать появления художников вполне зрелых и свободных.

Примечания

16 Maurice Roy, автору изыскания «Les deux Jehans Cousins» (Sens, 1909 г.), удалось доказать, что были два художника, носившие это популярнейшее для французского Ренессанса имя. Первый работал в Сансе еще до 1526 г.; женился в третий раз в 1537 г.; поселился в Париже около 1540 г. и умер около 1560 г.; второй родился в Сансе около 1522 г. и жил в Париже до 1593-го или 1594 г. Вопрос остается открытым, кому из Кузенов принадлежит происходящая из монастыря des Minimes du Bois de Vincennes картина Лувра «Страшный суд», с которой существует огромная гравюра Pieter de Jode (оттиск в библиотеке Академии Художеств), а также две картины, происходящие из Санса и бывшие на выставке примитивов 1904 г.: «Eva Prima Pandora» (была найдена во времена Фелибиена в замке Mouthard, принадлежавшем свойственникам Кузена) и «Артемизия». Кузену-младшему принадлежат, во всяком случае, великолепные гра­вюры на дереве (между прочим, иллюстрации изданных под именем художника «Livre de perspective» 1560 г. и «Livre de Portraicture» 1571 г.), а также прекрасные рисунки («Livre de Fortune») в библиотеке «Institut de France» (были изданы в неточных репро­дукциях в 1880-х гг.). Отцу может принадлежать целый ряд портретов семьи Bowyer (на Marie Bowyer был женат старший Кузен), находящихся еще в руках одного из потомков этого рода в Туре. Сомнения вызывает традиция, что Кузен занимался и скульптурой и, в частности, что ему принадлежит знаменитый памятник адмиралу Шабо в Лувре. См. Ambroise Firmin-Didot «Etude sur Jean Cousin», Paris, 1872; «Recueil des oeuvres choisies de J. C», Paris, 1872; статьи в «Magazin Pittoresque»; L. Lalanne «Le livre de Fortune, recueil de 200 dessins de J. C», Paris, 1883.

17 В том же духе, как Делон и Кузен, работали и другие графики. Имена некото­рых из них нами упомянуты выше (прим. 15); от других сохранились лишь произ­ведения; особенно досадно отсутствие имени автора изумительной серии иллюст­рации к переводу книги Оруса Аполлона «De Aegyptiis», отождествляемого иногда с самим Кузеном. Вообще же по одним иллюстрированным книгам мы можем су­дить, насколько вкус французского общества проникся духом латинизма — «Ренес­санса» — к концу XVI в., как далеко он ушел от готики, не впав сейчас же при этом, подобно нидерландцам и отчасти немцам, в вычурность барокко. Прирожденное французам чувство меры удерживало их от последнего.

18  Martin Freminet родился в Париже 14 сентября 1567 г.; ученик своего отца, посредственного живописца; 25-ти лет художник отправляется в Италию, где в это время в полном разгаре была распря между приверженцами академического манье­ризма с Арпино во главе и приверженцами Караваджо; Фреминэ подружился с Ар-пино, но это не помешало ему извлечь все для себя полезное из натурализма. По прошествии шестнадцати лет, посвященных в большой степени изучению Мике-ланджело и Пармеджанино, Фреминэ вернулся через Венецию, Ломбардию и Са­войю (где он пробыл некоторое время при дворе герцога) во Францию; в 1603 г. Генрих IV назначает его своим первым живописцем и valet de chambre; с 1608 г. начата роспись (маслом по штукатурке) плафона дворцовой церкви в Фонтенбло, за которую мастер получил в 1615 г. орден св. Михаила. Умер Фреминэ 18 июня 1619 г. в Париже. По рассказам современников, уверенность Ф. в рисунке была та­кова, что он был способен рисовать большие фигуры по частям, которые затем скла­дывались в одно целое. Поэт Ренье был его другом и посвятил Фреминэ свою деся­тую сатиру. Сын Ф., Луи, считался хорошим живописцем. Гравировали с Фреминэ Ф. Томассен и Криспен де Пас. Семьи Фреминэ и Дюбуа, образовавшие центр ху­дожественной колонии в Фонтенбло, несколько раз соединялись браками.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.