Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
I - Начало французского Ренессанса

4 - Франческо Приматиччо

Антуан Карон. Фаэтон. Гравюра де Ле. Из иллюстрацй к "Метаморфрзам" Овидия

Мы и видим, что именно Приматиччо намечает дальнейший путь, по которому пошла французская живопись вплоть до «следующего по­ворота». Длинные, исполненные предельного изящества фигуры, круг­лые жесты, причудливый ритм композиции не только встречаются у постоянного сотрудника Приматиччо — Никколо дель Аббате11, но и у других художников: так у преемников Приматиччо, у фламандца Дюбуа12 и у Дюбрейля13, так и у авторов росписи замков Анси ле Фран и Уарон14, так и в гениально грациозных изваяниях Гужона, так и в графике Этьена Делона, Антуана Карона, Жана Кузена15, в стеколь­ной живописи, в шпалерах, в малейших предметах художественной промышленности.

Примечания

11 О Niccolo del Abbate см. т. II. Об Аббате мы можем судить по картине в Лувре «Воздержанность Сципиона», по целому ряду рисунков в Лувре, в Эрмитаже и в других собраниях и по гравюрам с произведений мастера.

12 Ambroise Dubois был родом из Антверпена; родился около 1543 г.; в 1568 г. он переселился во Францию, где с течением времени мастер становится живописцем "короля и valet de chambre; в 1601 г. Д. натурализован; с 1606 г. он живописец коро­левы Марии Медичи. Умер художник в Фонтенбло 27 декабря 1615 г. (или 19 янва­ря 1614 г.). Среди учеников Д. во «второй фонтенблоской школе» мы находим двух его сыновей — Жана и Луи, его племянника Поля, фламандца Ninet и уроженца Фонтенбло — Mogras. Из работ Д. в Фонтенбло сохранились лишь живопись в вер­хней капелле St. Saturnin, серия картин «Истории Феагена и Хариклеи» в «большом кабинете» и одна из картин «Истории Танкреда и Клоринды» (в Лувре). Декориро­ванная им же «Галерея Дианы» в Фонтенбло была уничтожена при Наполеоне I (сохранились очень неточные акварельные копии с нее Персиэ и несколько переве­денных на холст фрагментов). Из многочисленных других нидерландцев, работав­ших при французском дворе, упомянем здесь главнейших: лейденского уроженца, внука Луки Лейденского, Jean d'Hoey или Dhoey (работал в Фонтенбло с 1595 г.), Hieronymus Francken или Franck, принадлежащего к знаменитой антверпенской се­мье художников (1610 г.; не ему ли принадлежит интереснейший в культурно-исто­рическом отношении «Бал при Генрихе III» в Лувре?) и ученика Флориса, Франсуа Поурбуса из Антверпена, о котором мы говорили в т. III и который кроме портре­тов писал и исторические композиции. В 1566 г. мы находим пятерых фламандцев в Фонтенбло: Aper Fransen, упомянутого Hieronymus или Jerome Franck, Jean de Mayer, Denis d'Utrecht и Corneille Ketel, приехавших сюда (по словам ван Мандера) для учения, из чего мы можем усмотреть, что Фонтенбло играл роль «преддверия Италии» уже в это время. Димиэ констатирует влияние Приматиччо и на других нидерландцах: Корнелисе Гарлемском, Ламберте ван Ноорте, Антоне Вириксе, Зус-трисе и особенно на Флорисе и на Спрангерсе (косвенно, следовательно, и на Голь-циусе и Акене). Со своей стороны напомним в этом месте, что и художник, откры­вающий собой эру зрелости голландской живописи, Авраам Блумарт, получил свое образование не в Италии, а во Франции, под руководством «фонтенблосца» Иеро-нима Франкена. Замечательно еще и то, что благодаря гравюрам фламандца Туль-дена мы имеем представление о «Галерее Улисса», уничтоженной в 1738 г., и что Дипенбек и сам Рубенс не гнушались копировать с Приматиччо.

13 Toussaint du Breuil или Dubreuil родился около 1561 г.; работал первоначально под руководством Руджери (главного, наряду с Фантуции, помощника Приматиччо в Фонтенбло; 1597 г.). Назначен живописцем короля в 1593 г., умер в 1602 г. Под руководством мастера расписана Petite galerie Лувра, начатая им в сотрудничестве с Jacob Bunel в 1600 г. и уничтоженная пожаром 1661 г.; не сохранились и декоратив­ные работы знаменитого в свое время Дюбрейля в «Chateau-Neuf» Сен-Жермена; однако о смешанном из реминисценции Приматиччо и Микеланджело стиле ху­дожника мы имеем довольно ясное представление по хранящимся в Лувре рисун­кам мастера. Помянутый Бюнель был старше Дюбрейля и побывал в Италии, где он состоял учеником Цуккаро. Бюнелем в 1609 г. расписаны своды «Залы антиков» в Лувре, а также часть апартаментов королевы. Из других французских художников этого периода упомянем: Guillaume Dumee, Henri Lerambert (исполнявшего карто­ны для шпалер), Jerome Bollery и Gabriel Honnet. См. главу «La peinture en France sous le regne d'Henri IV» M. G. Briere в «Histore de l'Art» A. Michel, т. V.

14  В Oiron'e сохранилась «История Троянской войны», в Ancy-le-Franc — фрес­ки, в «Chambre des Arts» — приписываемые Димиэ самому Приматиччо. См. Jules Clouzot «Les peintures du Chateau d'Orion» в «Revue de l'Art ancien et moderne», т. XX.

15  Etienne (Stephanus) Delaune или Delaulne родился в Париже в 1519 г.; работал во Франции и Германии; умер в Париже в 1583 г. Изощренная, необычайно мелкая техника Делона носит следы изучения немецких Kleinmeister и Маркантона; его ог­ромное творение (около 1000 листов) частью оригинально (исторические, мифоло­гические и религиозные сюжеты и большое количество образцов для ювелиров), частью воспроизводит рисунки других мастеров (Рафаэля, Пенни, Жана Кузена). Из других граверов французского Ренессанса нужно упомянуть: Geoffrey Tory (род. в 1480 г. в Бурже умер в 1533 г. в Париже, где он жил с 1518 г.; был в Италии; главная его заслуга в усовершенствовании латинского шрифта), лионского мастера Bernard Salomon, прозванного «le petit Bernard» (1508—1561), немца Pierre Eskrich или Pierre Vase (с 1564 г. в Лионе), лотарингца Pierre Woeiriot de Bouzey (1532—1596; ему принадлежат, между прочим, чарующие иллюстрации Antiquitates Judaicae 1566 г. и книжки образцов для ювелиров) и, наконец, архитектора Androuet du Cerceau (сре­ди гравюр на меди последнего особенно интересна серия затейливых и грациозных «гротесков», частью, по мнению Димиэ, воспроизводящих композиции Приматич-чо). Antoine Caron, известный нам исключительно по своим иллюстрациям к «Ме­таморфозам» Овидия, гравированным его зятем Thomas de Leu, был в свое время видным и разносторонним живописцем, состоявшим при изысканном дворе Кате­рины Медичи. Родился он около 1515 г. в Бовэ, умер около 1593. См. Anatole de Montaiglon «Antoine Caron de Beauvais», Paris, 1850 (отд. отт. изд. «L'Artiste»).

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.