Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
I - Начало французского Ренессанса

3 - Выбор Франциска I

Правда, на родине, среди своих соотечественников, эти художники едва ли вы­делились бы из семьи образцовых «академиков», явившихся со своим безлично-совершенным искусством на смену яркому, вдохновен­ному творчеству «золотого века». Россо одной семьи с Перино, с Пен­ни, с Сальвиати и Дочено, но уступает по силе художественного за­хвата Понтормо и Бронзино9; Приматиччо одной семьи с Сермоне-той, с Франко, с Портой, но уступает Тибальди10. Однако, разумеется, на «северных варваров» уроженец Флоренции и уроженец Болоньи должны были произвести впечатление светоносных гениев и вызвать целый переворот в художественных вкусах. К тому же во Франции в это время вовсе и не оценили бы «искусства переживаний», углуб­ленного и трогательного; наоборот, здесь более, чем где-либо, требо­валось искусство «украшающее», служившее целям возвеличения мо­нархии, сообщавшее двору короля ореол богатства и великолепия. И в этом отношении Франциск I едва ли мог бы сделать более удач­ный выбор, и особенно ценные услуги оказал ему Приматиччо, быв­ший в одинаковой степени превосходным скульптором, живописцем и архитектором, прошедший разностороннюю школу под руковод­ством самого Джулио Романо и обладавший широкой гуманистской культурой.

Примечания

9 О Россо см. т. II. Главная работа Россо в Фонтенбло — «Галерея Франциска I».

10 О Приматиччо мы упоминали в т. И. К сказанному там прибавим самое необ­ходимое. В Мантуе мастер был занят (с 1526 г.) преимущественно скульптурой (он автор фриза «Шествие императора Сигизмунда» и убранства зала Аполлона и Диа­ны в Palazzo del Те); Мантую Приматиччо покинул в первую четверть 1532 г.; к мо­менту его прибытия во Францию здесь, кроме Россо, находились следующие ху­дожники: резчики и формовщики Domenico de Roto, Francisco Scibec de Carpi, Simeone de Ban, живописцы Mateo de Nassaro из Вероны, ученик Сарто Squazzella, Niccolo da Modena, Bartholomeo de Miniato, Giusto di Guisti, архитектор Boccadore и многие другие, ставшие впоследствии помощниками приезжего. Первою работою П. в Фонтенбло была отделка «Chambre du roi», «Chambre de la reine» (1534), «Pavilion de Pomone» и «Chambre sur la porte doree». К 1539 г. относится отделка Pavilion de l'Etang (Salle des Poeles). В 1540 г. П. совершает, по поручению короля, путешествие в Италию для закупки художественных произведений (еще в 1534 г. он ездит во Фландрию для передачи картонов в шпалерные мастерские); возвращается он отту­да в сопровождении юного Виньолы и с сокровищами, наполнявшими 133 ящика. К последним годам царствования Франциска I относятся окончательные работы по «Salle du roi», «Chambre d'Alexandre», «Cabinet du roi», «Grotte du jardin des pins» и по отделке «бань». С 1545 г., по отъезде Б. Челлини, П. полновластный распоря­дитель всех дворцовых работ (еще в 1541 г. умер Россо); в это время в Фонтенбло поселяются и другие итальянцы, преимущественно болонцы: G. В. Bagnacavalla (младший), F. Caccianemici, Fantuzzi и архитектор Серлио. В награду за свои труды П. назначен 15 декабря 1544 г. аббатом St. Martin-es-Aires в Troyes, и под этим име­нем мы и встречаем упоминания о нем у современников. В 1546 г. мастер соверша­ет вторичное путешествие в Италию. Смерть Франциска I (31 марта 1547 г.) не от­зывается на положении П. при французском дворе. Уже при Генрихе II окончено наиболее знаменитое произведение мастера — роспись «Галереи Улисса» в Фонтен­бло, варварски уничтоженная при Людовике XV (в 1738 г.), но известная нам по гравюрам Тульдена и по рисункам П. в Лувре. Галерея эта считалась «преддверием Италии», и действительно, изучению ее многие лучшие французские художники были обязаны своим приобщением к итальянскому искусству (у Мариетта приве­дено мнение Пуссена: «il ne connaissait rien de plus proper que la suite des sujets de la gallerie d'Ulysse a former un peintre et a echauffer son genie»). К 1551—1556 гг. относится живопись «Salle de Bal», безобразно реставрированная при Луи Филиппе. В этой работе помощником Приматиччо был Niccolo d'Abbate, прибывший во Францию в 1552 г.; позже, с 1557 г., присоединяется к ним Niccolo Ruggieri, что же касается Сальвиати, прибывшего в 1554 г., то он по прошествии 20 месяцев покинул Фран-2Ш, не успев сделать что-либо значительное. 12 июля 1559 г., два дня после смерти Генриха II, П. назначен «Surintendant des batiments»; с 21 января 1560 г. он и архитектор королевы-матери (кроме того, он носил звание conseiller и aumonier du roi). В 1563 г. П. посещает Болонью и возвращается во Францию к моменту бракосоче­тания своего племянника, получившего в приданое от короля две баронии. После­дние годы П. наблюдает за целым рядом строительных и скульптурных работ. Умер мастер между 2 марта и 4 сентября 1570 г. Единственной почти достоверной и по­чти в сохранности до нас дошедшей картиной Приматиччо является «Венера и Адо­нис» на камине в «комнате королевы» в Фонтенбло, но, кроме того, мы имеем до­вольно полное представление об его искусстве по стюковым работам в Мантуе и Фонтенбло, по целому ряду гравюр с его произведений и по рисункам, большая часть которых в Лувре. См. L. Dimier «Le Primatice», Paris, 1900; его же «Fontaine-bleau» в «Villes d'art celebres», Paris, 1908; Champollion — Figeac «Le palais de Fontai-nebleau», Paris, 1866; его же и Pfhorr «Monographie du palais de Fontainebleau», Paris, 1863; Poirson «Essai sur les anciennes ecoles de peintures en France» в «Revue francaise 1838—1839»; Le pere Dan «Le tresor des Merveilles de la maison royale de Fontainebleau». Paris, 1642; Herbet «Les graveurs de l'ecole de Fontainebleau» в «Annales de la Societe du Gatinais; Fontainebleau».

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.