Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
I - Начало французского Ренессанса

1- Первый интерес к итальянскому искусству

Жан Бурдишон. Миниатюра из "Посланий св. Иеронима"

В нашем ознакомлении с живописью Франции мы остановились на изучении последних в ней про­явлений того средневекового искусства, которое принято называть готикой. Ныне нам нужно во­зобновить прерванный путь с изучения первых проблесков во французской живописи возрожде­ния — «Ренессанса»1.

Наиболее ранние из этих проблесков мы на­ходим уже у Жегана Фуке в его миниатюрах и портретах, и весьма вероятно, что эти черты проникли в его искусство под впечатлением от поездки в Рим, причем, в частности, как будто замечаются следы влияния фра Беато и Гоццоли2. Однако эти и им подобные случаи проникновения ренессансных форм остаются до конца XV в. одино­кими и редкими, и лишь около 1500 г. (одновременно с Нидерланда­ми) во французском искусстве начинает определенно выражаться бо­лее последовательное обновление художественного вкуса.

Момент полного пробуждения интереса к итальянскому искусству (еще до увлечения им) принято ставить в связь со знаменитыми ита­льянскими походами королей Карла VIII в 1495 г. и Людовика XII в 1500 г., однако несомненно, что и без этих действительно значитель­ных факторов перерождение французского искусства под влиянием вновь оживших античных форм стало бы совершаться без особого запоздания. Ведь это явление было чем-то стихийным, отвечавшим всему тому обновлению жизни, которое явилось вследствие достиже­ния культурой внутренней зрелости. Но только нужно помнить, что мир форм готики, рожденной как раз на территории Франции, здесь любовно взлелеянный, здесь же нашедший себе самое душистое, са­мое возвышенное выражение, мир форм, завоевавший себе общее признание, не мог сразу и по всей линии уступить новой формаль­ной системе. Помогло же победе Возрождения то, что одновременно с перевоспитанием вкусов французского общества (но независимо от него) в самой готике стала, все усиливаясь, проявляться та «демора­лизация», болезненные признаки которой восходят к XV в. и кото­рая, несмотря на великолепие отдельных дарований, приняла опре­деленный характер с начала XVI в. Одно время обе «вкусовые систе­мы» уживаются вместе, и получается даже очень странный, чарующе-причудливый стиль, носящий название «смешанного»3. Но затем к середине столетия последние следы готической системы ис­чезают, и во второй половине века в архитектуре, в скульптуре, в жи­вописи и в художественной промышленности решительно все подчи­нено одному началу — «закону древних».

Примечания

1 Важнейшим подспорьем для изучения живописи во Франции за период, к ко­торому мы приступаем, являются следующие труды; Felibien «Entretiens sur les vies et les ouvrages des plus excellents peintres», Paris, 2-е изд. 1685-88; A. J. Dezallier d'Argenville -Abrege de la vie des plus fameux peintres», Paris, 1762, и Marseille, 1843; Robert Dumesnil -Le peintre-graveur francais», Paris, 1835-1871; Ch. H. de Heinecken «Dictionnaire des artistes», Leipzig, 1778—1790; A. Jal «Dictionnaire critique et biografique de l'histoire», Paris, IS72; P. J. Mariette «Abecedario», Paris, 1851—1860; Ch. Perrault «Eloge des homes illustres du XVII s.», Paris,  1696-1701; B. Lepicie «Vie des premiers peintres», Paris,  1752; «Memoirs inedits sur les members de PAcad.», Paris, 1854; M. J. Guiffrey «Liste des peintres de la maison du roi» в «Nouv. Archives francaises», 1872; Nougaret «Anecdotes des B. A.», Paris, 1776—1780; W. Liibke «Geschichte der Renaissance in Frankreich», Stuttgart, 1885; C. Gurlitt «Geschichte des Barockstyls in Frankreich etc.» там же, 1888; Comte Leon de Laborde «La Renaissance a la cour de France», Paris, 1850—1855; его же «Les comptes des batiments du roi», Paris, 1877; P. Gelis-Didot «La peinture decorative en France du XVI au XVIII s.», Paris; Champeaux «Histoire de la peinture decorative», Paris, 1890; Henri Martin «Les miniaturistes francais», Paris, 1906; C-te Paul Durrieu «La peinture a l'Exposition des Primitifs francais», Paris, 1904; M-ress Mark Pattison «Renaissance of Art in France», London, 1879; Camille Benoit «La peinture francaise a la fin du XV s.» в «Gazette des B. A.», 1901 и 1902; L. Dimier «French Painting in the XVI c», London, 1904; его же «Les origines de la peinture en France» в «Les Arts», 1905; P. Mantz «La peinture francaise» в сери «Bibliotheque de l'Enseignement des B. A.»; Charles Blanc «Histoire des Peintres», «Ecole francaise», Paris, 1862; Eug. Muntz «La Renaissance en Italie et en France a l'epoque de Charles VIII», Paris, 1885; L. Gonse «Les chefs d'oeuvres des Musees de France», Paris, 1900; Ph. de Chennevieres-Pointel «Recherches sur la vie et les ouvrages de quelques peintres provinciaux», Paris, 1847—1862 (и поправки к этим изысканиям в «Nouvelles archives de l'art francais», 1887); его же «Essai sur l'histoire de la peinture francaise», Paris, 1894; St. Rocheblave «Le Gout en France» в серии «Ars Una», Paris, 1911; L. Dussieux «Les artistes francais a l'etranger», 3-е изд., Paris — Lyon, 1876; E. Bellier de la Chavignerie et L. Auvray «Dictionnaire general des artistes de l'Ecole francaise», Paris, 1882—1885; P. Marcel «La peinture francaise au debut du XVIII s.», Paris; Jean Locquin «La peinture d'histoire en France 1747—1785», Paris, 1912; J. Guiffrey et P. Marcel «Inventaire des dessins du Louvre; Ecole fran9aise», Paris (c 1907 г.); A. Fontaine «Les doctrines d'art en France de Poussin a Diderot», Paris, 1908.

2 О Фуке см. т. I, стр. 234.

3 Смешение готики с итало-античными формами породило в архитектуре чару ющие, полные сказочной поэзии памятники: замок (ныне разрушенный) в Гальо-не, замки в Блуа, в Азэлё-Ридо, в Шамборе, в Сен-Жермэн-ан-Лэ, в Шенонсо, в Валансэ, в Фонтэн-Анри, в Ассиэ, а также ряд перлов церковной архитектуры: изу мительную абсиду церкви св. Петра в Канне, церковь св. Михаила в Дижоне, цер кви St. Etienne du Mont и St. Eustache в Париже и мн. др.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.