Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
I - Начало французского Ренессанса

2 - Ход перемен к Ренессансу в искусстве Франции

Приматиччо. Геркулес у Омфалы. Гравюра Л. Тири

Вполне можно проследить ход этой перемены в архитектуре и в художественной промышленности; уже труднее — в скульптуре; что же касается живописи Франции в эпоху Ренессанса, то ее памятников сохранилось так мало4, личности отдельных мастеров так туманны, что, в сущности, мы просто не имеем настоящего представления об этом периоде ее истории. Еще кое-как выступает из тени Жан Бур-дишон, о котором мы уже говорили и который внешне перенял ряд особенностей, позволяющих этого тяжеловесного и наивного масте­ра (современника Рафаэля и Тициана!) зачислить в ряды ренессанс -ных художников5. Но что представляют собой Симон де Мане, сла­вившийся изображением античных архитектур, и ряд других живо­писцев, от которых дошли до нас одни лишь имена, — этого никто не может сказать. Самое сбивчивое представление имеем мы и о до­вольно искусном последователе ломбардцев, Этьене де Шалон6 — яв­лении, параллельном обоим валенсийским Феррандо. Сравнительно полную историю начертательного искусства Франции в первый пе­риод XVI в. можно было бы построить на основании довольно мно­гочисленных памятников стекольной живописи и ткацкого дела. Од­нако специальные, вызванные самой техникой обеих отраслей черты не позволяют их вполне приравнять к живописи, в частности же в шпалерах трудно разобраться, что происхождения чисто французско­го, что — фламандского7.

Этьен Делон. Апполон убивает Ориона. Гравюра на меди

Начинает выясняться картина живописного творчества Франции со второй половины царствования Франциска I, да и то лишь в сфе­ре придворной жизни и лишь благодаря деятельности выписанных им итальянских мастеров. В любимой резиденции короля-рыцаря и ко­роля-мецената, в «охотничьем привале» Фонтенбло, постепенно пре­вратившемся в целый «дворцовый город», годами работают три ху­дожника, которых можно причислить к наиболее изощренным и цель­ным представителям позднего итальянского ренессанса8.

Примечания

4 Эпоха «первоначального Возрождения» во Франции поражает странной скудо­стью живописного творчества. Надо, однако, оговориться, что отчасти эта скудость объясняется тем, что все еще XVI в. во Франции недостаточно исследован. Чрезвы­чайно многое было варварски уничтожено последующими веками в их презрении к предшественникам, в их уверенности, что лишь они творят подлинные ценности. Но вероятно, что многое остается еще скрытым для глаз историков, находясь в не­доступном частном владении; многое же, несомненно, ходит под именами нидер­ландских, немецких и испанских мастеров. Для знакомства с «примитивами» Фран­ции, как мы видели, колоссальное значение имела выставка 1904 г., и многое затем выяснили для XVI в. выставки портретов, устроенные пламенным «художествен­ным патриотом» Бушо. Яснее всего сейчас для нас именно область портрета с ее главными представителями: обоими Клуэ, Корнейлем Лионским и членами семьи Дюмустье. Зато французская «историческая» живопись Ренессанса остается по-преж­нему таинственной, и не менее таинственными остаются в XVI в. отрасли бытовой живописи и пейзажа, которые как будто и вовсе не существовали.

5 О Бурдишоне см. т. I, стр. 241. Кроме приведенной там литературы, см.: Сштпег «Le livre d'heures de la reine Anne de Bretagne», Paris, 1841; H. Omont «Reproduction en phototypie des heures d'Anne de Bretagne», Paris.

6 Работал с 1543 по 1560 гг. в Авиньоне. Его кисти принадлежат: «Рождество Хри­стово» и «Notre dame de Pitie» в музее Авиньона, «Рождество» в S. Pierre, «Соше­ствие Св. Духа» в S. Didier и две копии с Соларио «Mater Dolorosa» (подписанные его именем и помеченные 1543 г.) и «Ессе Homo» в римской галерее Боргезе.

7 Лучшие витро раннего ренессансного стиля находятся в Руане; особенно хоро­ши расписное окно в капелле св. Романа в соборе (1521 г.) и великолепные стекла в церкви St. Vincent, принадлежащие знаменитой мастерской Лепрэнс в Бовэ; другие примеры расписных стекол раннего возрождения во Франции мы находим в па­рижских церквях St. Etienne и St. Gervais, в церквях Pont Audemer, Sainte Croix sur Aizier и Conches (Нормандия), в соборах Буржа (витрайль 1543 г. в капелле Tullier), Шалона, Санса, Отёна, Ока (Auch), Бовэ (работы Engrand, Nicolas и Jean Leprince). Совершенно в духе зрелого итальянского возрождения исполнена серия стекол с «Историей Психеи», приписываемая Jean le Pot в Шантильи (из Экуана) и серия «Страшного суда» (1558 г.) в капелле Венсенского замка, считавшаяся работой Ку­зена. Кроме членов семьи Лепрэнс и Ж. ле По, до нас дошли имена следующих живописцев на стекле: Arnauld de Moles (витро в Оке), Valentin Bouch из Метца, Robert Pinaigrier, Antoine Noisier, Jean Brachon, Jean Orquois (все три в Бру), Jean Lecuye (в Бурже), Berthin Duval (в Мансе), Pierre и Michel Fourmentin (в Алансоне). Представители фонтенблоской школы — Leonard Thiry, Badouin и A. Caron — также давали рисунки для витро. О витро см. труды Levicit, F. De Lasteyrie, Levy et Capronnier, Olivier Merson, H. Ordtmann. Возрождением шпалерного производства Франция обязана Франциску I, основавшему в 1535 г. в Фонтенбло фабрику, состо­явшую в ведении Приматиччо и Серлио. Для этого учреждения первый из этих ма­стеров исполнил серию картонов «Истории Сципиона». При Генрихе II фонтен блоской мануфактурой заведывал Ф. Делорм. В то же время в Париже была учреж­дена особая мануфактура, при которой работали упомянутый Антуан Карон и Анри Лерамбер, давшие, между прочим, рисунки для серии шпалер с «Историей Мавзо-ла и Артемизы». См. труды Pinchard, Houdoy, E. Miintz, Fenaille, Guiffrey, Havard N. Rondot, Wauters, Lessing и библиографию в «Histoire de l'Art» A. Michel, т. I, стр. 813 и т. Г/, 814.

8 Интерес к итальянскому художеству Франциск стал проявлять сразу по вступ­лении на престол, однако плодотворными его попытки насадить «совершенное искусство» оказались лишь после его пленения в 1526 г. Пребывание старика Лео­нардо (с 1516 по 1519 гг.) и Сарто (1518-1519 гг.) прошло даром для Франции. Уче­ник последнего, Squazzella, остался, правда, во Франции и расписал даже, по словам Вазари, какой-то здесь замок, однако, за неимением других данных, мы о значении этого труда судить не можем. Одиноким явлением представляются также фрески 1513 г. в соборе Альби, писанные итальянцами Виолано, Канторой, Донелой и другими ма­стерами Болоньи, Модены и Лоди для архиепископа Луи д'Амбуаз. Для другого Ам-буаза работал с 1507 г. в его нормандском замке «GaiUon» Андреа Соларио, однако гибель всего убранства роскошного дворца в дни революции оставляет и здесь поле одним лишь догадкам относительно того, что Соларио дал живописи Франции (если не считать его ученика — только что встретившегося нам Этьена де Шалон).

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.