Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XIV - "Графики"

3 - Шарль Никола Кошен-младший

К А Р Т И Н К А   244

Однако, как ни тонок Гравело, как ни гибок Эйзен, Кошен-Млад­ший290 все же еще интереснее их. Это истинный «художник века Людовика XV». Без Кошена мы не знали бы, как выглядели те праздни­ки, фейерверки, балы и иллюминации, которые давались в честь вся­ких событий и которые на день, на два оживляли насупившуюся, тогда уже старомодную величавость Версаля. Без него мы не знали бы и того, как происходил «Le jeu du roi», как «Маркиза» выступала на своих домашних подмостках, как чествовал город Париж «Le Bien-aimé». Но, пожалуй, во всем огромном творении мастера нет более впечатляющих листов, как те, которые изображают погребальные це­ремонии над останками членов королевского дома и которые дают нам иллюзию, точно мы из ложи нарочно построенного «похоронно­го театра» присутствуем при внушительном спектакле Pompes funèbres. «Веселый» XVIII в. не потому ли так окунался в оргии наслаждений, что там вдали ему все время чудился жуткий момент развязки, чер­ный гроб и катафалк, уставленный скелетами?

К А Р Т И Н К А   245

Однако как раз книжные иллюстрации Кошена менее приятны, не­жели такие же произведения его товарищей. Они менее жизненны, нежели работы Гравело и Эйзена, и в то же время более претенциоз­ны. Дело здесь, впрочем, не в недостатке таланта, а в том, что грациозного Кошена уже стало мучить желание «вернуться к абсолютной красоте древних». Те шедевры, те знаменитые листы придворных тор­жеств исполнены мастером до 1751 г., до возвращения из того путе­шествия по Италии, которое он совершил, сопровождая — по жела­нию «Маркизы» — ее брата, и которое превратило его в завзятого ан­тикомана. С этого же момента Кошен, при всей незначительности своей специальности согласно оценке академической табели о ран­гах, становится — благодаря влиянию на Мариньи (ставшего «дирек­тором строений») — настоящим, хотя и не вполне гласным «дириже­ром» художественной жизни Франции.

Примечания

290 Фамилия Cochin дала ряд искусных художников-гравёров, из которых в XVII в. особенного внимания заслуживает Nicolas Cochin le Vieux (1610—1686). От этого «старого» Кошена, кроме гравюр с других мастеров, сохранились и оригинальные листы, напоминающие по композиции и по манере Калло, Беллу и Сильвестра. Неизвестно, к сожалению, в каком родстве с ним находился Charles Nicolas Cochin — сын и ученик превосходного гравёра Charles Nicolas Cochin-le père (специализиро­вавшегося на Шардене и Ватто) и Маделены Хортемельс, занимающей в истории гравюры довольно почетное место. Кроме того, Кошены были в родстве с семьями Тардье, Бель, Шерон, Дювивье, Авелин, Сент-Обен. Родился Charles Nicolas Cochin-fils в Париже 22 февраля 1715 г. С раннего детства художник уже держал в руке карандаш и резец. Кроме того, он обнаруживал большие способности к наукам и особенно к языкам, знание которых сослужило ему большую службу в позднейшей деятельности. Кроме отца, наставником Ш. Н. был Леба, разрешивший юноше за­ниматься и офортом. Уже в 1731 г. художник рисует ряд парижских уличных типов, а в 1735 г. появляются первые его значительные работы: адресная карточка ювели­ра Страса и гравюра с Панини — изображение фейерверка, устроенного кардина­лом де Полиньяк в Риме. Эти гравюры и определили на несколько лет направление таланта Кошена. Тем же годом помечен и первый из оригинальных листов, рисую­щих придворные празднества — «Иллюминация и фейерверк в Медоне 3 февраля 1735 г.». Далее следуют — «Иллюминация улицы Ферронри», «Аудиенция турецкого посла», «Катафалк королевы Сардинской в Нотр-Дам». К 1745 г. относится целый ряд шедевров мастера: «Бракосочетание дофина в Версальской придворной церк­ви», «Спектакль 23 февраля», «Bal paré 24 февраля» и «Маскарад с 25 на 26 февра­ля»; одинакового достоинства с этими листами является гравюра «Погребальная це­ремония в память дофины 24 ноября 1746 г.». В 1741 г. К. получил звание «назна­ченного» за рисунок «Гений художеств», но за недосугом К. заставил ждать со своим morceau de réception целых двадцать лет, что, впрочем, не помешало мастеру за это же время приобрести, благодаря своей личной близости к «директору строений» маркизу Мариньи, первенствующее значение не только в академической корпора­ции, но и во всей официальной художественной жизни Франции. Сближение с Мариньи произошло во время путешествия 1749—1751 гг. по Италии, куда всемогу­щая фаворитка отправила своего юного брата в заботе о создании из него тонкого мецената и достойного «министра изящных искусств». Этот план в значительной степени и удался, как кажется, более всего благодаря влиянию приставленного к Мариньи Кошена (другими спутниками Мариньи были аббат Леблан и архитектор Суффло). Сразу по возвращении Кошена из Италии, его выбирают «par acclamation» в академики; в 1754 г. он — хранитель королевских рисунков, с 1755 г. — секретарь Академии; в 1757 г. — художник возведен в дворянство и награжден орденом св. Ми­хаила (с того же года он исполняет обязанности художественного цензора). Увлече­ние древним искусством и назревавшим учением неоклассиков заставило К. при­ложить все старания, чтобы «исправить свой вкус», распроститься с «духом рокай­ли» и искать классического благородства. Свои достаточно сбивчивые идеалы он старался проводить" в жизнь не только словами и писаниями (преимущественно в «Mercure de France»), но и примером собственных работ, которые благодаря этому мало-помалу утратили первоначальную жизненность и приобрели тот же утомитель­но-фальшивый характер, которым отличается живопись Вьена или Рафаэля Менг-са. Одним из свидетельств принадлежности Кошена к ложному классицизму слу­жит и его пристрастие к аллегориям, в большинстве случаев крайне натянутым и рассудочным. Несмотря на длительный успех, последние годы мастер, которому казна задолжала большие суммы и который вел очень светский образ жизни, стал ощущать недостаток в средствах; к тому же в 1786 г. он сделался жертвой кражи со стороны своего родного племянника, взятого им на воспитание для того, чтобы хоть несколько оживить свой печальный дом холостяка. Революция совершеннопошат­нула дела Кошена и расторгла лучшие связи этого верного приверженца аристок­ратических идеалов в художественной среде. К. умер в Париже 29 апреля 1790 г., удрученный сознанием того, что он пережил свое время. Из работ последнего пе­риода мастера заслуживает внимания длинный ряд тонких профильных портретов. Выставлялся К. в «Салоне» с 1741 по 1773 гг. и в 1781 г. Лучшие оригинальные ри­сунки К. находятся в Лувре. Один из самых значительных рисунков мастера — к его (неоконченной) гравюре «Игра короля в Версале» — хранится в библиотеке Имп. Академии Художеств. — См. Е. et J. de Goncourt «L'Art du XVIII s.», т. II, стр. 327— 452. и S. Rocheblave «Les Cochin» в серии «Les Artistes célèbres».

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.