История живописи
Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XIV - "Графики"
1 - Старшее поколение графиков
Ещё при жизни Ватто образовалась плеяда искусных мастеров, посвятивших себя простому изображению действительности, а чем дальше мы углубляемся в столетие, тем число бытовых художников становится больше и тем самая эта отрасль становится популярнее. Значительная часть бытовых художников работала для книги и известна под собирательным названием «виньетистов». Другие мастера отдавали свои силы живописи масляными красками и гуашью, причем зачастую не сами их картины предназначались для публики, а лишь репродукции в отдельных эстампах284.
Когда-то считалось, что французская живопись XVIII в. представляет собою наибольшее уклонение от жизни в сторону жеманности и лжи. В старинных историях и учебниках найдутся всяческие порицания, направленные против тех «упадочников», на смену которым затем явилось «оздоровляющее» и «облагороженное» искусство классиков с Менгсом и Давидом во главе. Отголоски этого отрицательного отношения изредка еще слышатся и до сих пор в разговорах людей, на веру принимающих то, что говорится в общедоступных книжках. Однако малейшее внимание к прошлому учит совершенно иному. Оказывается, что живопись Франции XVIII в., наряду с голландской школой XVII в., есть одно из самых ярких и полных проявлений жизни в искусстве, и блестки жизненной красоты разбросаны здесь в таком изобилии, что даже самая широкая память и самый пламенный энтузиазм не могут охватить всех ценных явлений, а приходится ограничиваться лишь «вершинами» и избранниками.
Начнем с «виньетистов» или, как принято называть таких художников в наше время, «графиков». К старейшему их поколению принадлежат Гравело, Эйзен и Кошен285. Воспроизведенная в гравюре картина «La lecture" Гравело позволяет зачислить мастера в группу са-мых тонких и правдивых «шарденистов и, по всей вероятности, художник не ограничился одиноким выступлением в живописи, но создал несколько подобных картин, соединяющих строгий реализм с изумительным чувством изящного. Но сейчас личность Гравело нам знакома, кроме этой картины, лишь по иллюстрациям и особенно по виньеткам, выдающим иногда своеобразное отношение к иллюстрируемому автору и всегда — тонкое понимание законов книжного убора. С особенным мастерством Гравело распоряжается фигурами женщин и детей; в первых он способствует созданию того изнеженного «канона грации», который обнаружился в более значительных произведениях Клодиона и Фальконе; в распоряжении же «детскими акте^ рами» Гравело дает волю своему остроумию, своей философии благодушного скептика, взирающего на всю жизнь, как на сплошную игру взрослых ребят
1 - Старшее поколение графиков
2 - Шарль Эйзен3 - Шарль Никола Кошен-младший4 - Второе поколение графиков5 - Жан Мишель Моро6 - Огюстен де Сент-Обен7 - Пьер Клеман Марилье284 Спрос на гравюры достиг чрезвычайной степени после изобретения разных способов воспроизведения facsimile и в красках. Характерно, что от большинства мастеров, работавших для гравюры, сохранилось лишь ограниченное количество оригинальных произведений, и тем не менее о каждом из них мы имеем довольно полное представление благодаря гравюрам, иногда исполненным самими художниками-композиторами, чаще же — специалистами по воспроизведению, среди которых мы находим совершенно исключительных виртуозов: Древе, Флиппара, Масса-ра, специалистов по гравюрам в красках: Даготи и Демарто и массу других.
285 Вспомним, что так или иначе к той же семье графических художников и хроникеров жизни принадлежат и многие из выделенных нами «больших» художников: Буше с группой его непосредственных последователей, Удри и Габриэль де Сент-Обен. Никто из них не гнушался выступать в качестве действительных иллюстраторов и уборщиков книги. Так, например, Буше успевал между мифологическим плафоном, алтарным образом, театральной декорацией и портретом «Маркизы» набрасывать небольшие композиции для изданий Мольера или Овидия, и эти его «пустячки» нисколько не уступают в чисто художественном смысле всему, что изумительный мастер создал в других, «более важных» областях.
286 Hubert François Bourguignon, прозванный «Gravelot», родился в Париже 26 марта 1699 г.; сын зажиточного портного, который дал своим детям тщательное воспита ние, определив их в «Коллегию четырех наций» (старший брат Г. был впоследствии известным географом, носившим прозвище «d'Anville»). Юношей Гравело зачисляется в свиту посольства герцога де ла Фельяд, отправлявшегося в Рим, но застрявшего по дороге в Лионе. Отсюда Г. пишет комические послания к брату с просьбой о деньгах, после того как он все истратил на покупку книг (эти письма показались достаточно остроумными, чтобы быть напечатанными в журналах). Некоторое время юноша живет снова в Париже, но затем, по просьбе отца и, вероятно, за какое-нибудь похождение романического порядка, его выселяют в Сан-Доминго, где Г. остается несколько лет, занимаясь картографическими работами и торговлей. Около 1730 г. Г. возвращается на родину и только тогда серьезно начинает заниматься искусством. Учителями он себе выбирает Ресту и Буше. В 1730 г. появляются первые его иллюстрации — еще не особенно зрелые — к «Басням» Лафонтена и серия «Игр». В 1732 г. он переселяется в Лондон, где встречает большой успех, учреждает частную Академию и сближается со всем художественным и театральным миром. По прошествии пятнадцати лет он возвращается во Францию и здесь сразу занимает первое место среди книжных иллюстраторов. В 1748 г. появляется украшенное им издание книги г-жи Дюбокаж «Le Paradis terrestre»; в 1753 г. — иллюстрации к «Manon Lescaut», в 1757 г. — к Бокаччио, в 1759 г. — серия виньеток к его собственным стихам «L'Almanach», в 1761 г. — серия к «Nouvelle Héloïse» Руссо. В эти же годы мастер был занят иллюстрациями к большому изданию Вольтера (изд. Крамера), появившемуся лишь в 1768 г.; в 1764 г. появляется с иллюстрацией Гравело издание Корнеля, предпринятое Вольтером в пользу внучки великого драматурга, к 1765 г. относится одна из лучших серий мастера — иллюстрации к «Сказкам» Мар-монтеля. В иллюстрациях позднейших лет чувствуется уже известное утомление («Bibliothèque des artistes», драмы Фенульо де Фольбер, драма Бомарше «Eulalie», «Метаморфозы» Овидия, «Almanach iconologique», издание Расина 1768 г. и парижское издание Тассо 1776 г.). Гравело вел замкнутый образ жизни; он был дважды женат и, что характерно для него, оба раза «без уведомления своих родных». В последние годы зрение мастера очень ослабло. Умер Г. от болезни желудка 19 апреля 1773 г. в Париже. Оставшиеся в его наследстве рисунки распродались за гроши. См. J. et Ed. de Goncourt «L'Art du XVIII s.», изд. 1910 г., т. И, стр. 265—323, и Baron R. de Portalis «Les dessinateurs d'illustrations du XVIII s.», т. I, стр. 270—294.
287 Кроме Шардена, вспоминается при взгляде на эту гравюру — Лиотар.