Том 4
История живописи
Партнёрские ссылки:

Французская живопись с XVI по XVIII вв.
XIV - "Графики"

5 - Жан Мишель Моро

Фреданбер и лично не выдержал утомительной сутолоки «Вавилона», но отправился дожи­вать свой век на родину, на родину Руссо — к «счастливым швейца­рам». Моро же остался в столице мира даже после того, как мостовая ее обагрилась кровью и по улицам «веселого Парижа» стала проха­живаться под ручку с Немезидой тупая народная ярость. Мало того, Моро, не скрывая своих симпатий к третьему сословию, из которого он сам вышел, предоставил свой карандаш и свою кисть для запечат-ления выдающихся событий, означавших конец одного мира и зарож­дение другого. Та же рука, которая некогда фиксировала «Королев­ский обед у графини Дюбарри», населенную тысячами копошащихся фигур «Версальскую иллюминацию» или приподнятое настроение «Коронации Людовика XVI», передала потомству и то, как открылись États Généraux в 1789 г., как взята была Бастилия, наконец, как жал­кий монарх присягал на Марсовом поле своему народу293.

К А Р Т И Н К А   248

Примечания

293 Добавлением и продолжением этой картинной хроники революции являются рисунки Моне — некогда соперника Эйзена и Гравело по части изображения пле­нительной женской наготы, проявившего затем большую наблюдательность и на­ходчивость в серии, изображающей главнейшие дни Революции. Такие листы, как «Штурм Тюильри 10 августа 1792 г.» или как «Расстрел у церкви St. Roch в 1795 г.», принадлежат к самым впечатляющим отражениям грозных событий. Очень приго­дилось при этом Моне отличное знакомство с Калло, научившим его распределять неисчислимые массы «актеров» в прекрасно построенных «декорациях». Еще боль­шую зависимость от Калло проявляет другой искусный офортист XVIII в. — Дюп-лесси-Берто. В творении последнего человеческая фигура часто сжимается до була­вочной головки, но и такой размер не мешает мастеру производить сильное впе­чатление посредством своих массовых сцен. Чрезвычайная приверженность к «системе Калло» сказывается у Берто в том, что он расчленяет свои массы на сотни тысяч отдельных личностей, что он не рисует толпу большими массами и не тру­дится окутывать общее «воздухом» и светом. Все у него всегда начертано с предель­ной отчетливостью. При всем том столько у Берто во всем чувства жизни, столько темперамента, что любой лист представляет большое и чисто художественное на­слаждение. Всех остальных близких к Моро, Моне и Берто хроникеров не перечис­лишь. Достаточно, если мы здесь упомянем о наиболее значительных: об авторе ве­ликолепной массовой сцены «La revue de la Maison du roi» — Лепаоне, о точном При-ере, о тонком, необычайно искусном рисовальщике Сержан-Марсо, о близком к нему Денкере, о специалисте по модным К А Р Т И Н К А   м Дэрэ, об иллюстраторах во вкусе Фрагонара — Тузэ, Видале, Лебарбье, Сан-Кентене, о специалистах по эротичес­ким сюжетам — Квевердо и Бореле.

Charles Monnet родился в Париже в 1732 г.; ученик Ресту и «École des élèves protégés». С 1756 по 1764 гг. M. в Риме. По возвращении в Париж назначен помощ­ником Вьена по работам реставрации плафона Перрье в Тулузе. В 1765 г. — «назна­ченный». В «Салоне» М. выставляет большие полотна преимущественно религиоз­ного содержания, постепенно, однако, забрасывает живопись и отдается иллюстра­ции. Первая его работа в этом роде —рисунки к Овидию (1765—1768), в которых прежний ригорист обнаруживает склонность к рискованным положениям. С 1765 по 1775 гг. М. занят баснями Лафонтена: в 1773 г. — дает иллюстрации к «Temple de Gnide»; в 1771 г. — к «Телемаку»; в 1777 г. — к басням Буассара; в 1778 г. — 58 ри­сунков к рассказам и романам Вольтера; в 1779 и 1795 гг. — две серии иллюстраций к «La Pucelle d'Orléan». В конце XVIII в. М. состоит преподавателем при школе («Prytanée») в Сен-Сире. Умер художник около 1816 или 1817 гг. в Париже.

Joseph (или Jean) Duplessis-Bertaux, «Le Callot de nos jours», родился в Париже в 1747 г.; ученик Вьена и гравёра Леба. Усердно изучал Калло и Леклерка. В 1770 г. Д.-Б. преподаватель при «École militaire» (возможно, что он был военным). Первые опыты в гравюре художника воспроизводили Рубенса и Тенирса. Первый ориги­нальный труд — серия «Les cris de Paris». К 1778 г. относятся замечательно тонкие иллюстрации к «Recueil des meilleurs contes en vers» («Les petits conteurs»); к 1780 г. — иллюстрации к «La Pucelle» Вольтера; к 1787 г. — композиции к «Новому Завету» и сюита «Ремесел». Революция получает в Д.-Б. убежденного приверженца. Превос­ходны и полны жизненных наблюдений его «Tableaux de la Révolution Française».

8 1790 г. Д.-Б. рисует иллюстрации к «Étrennes Nationales». К 1795 г. относятся ил­люстрации (в сотрудничестве с Бонне) к Жильблазу. Уже в XIX в. появились вторая серия «Маленьких ремесел» и «История блудного сына». Умер Д.-Б. в 1813 или 1818 гг.

Jean Baptiste Lepaon родился в окрестностях Парижа в 1738 г.; сначала служил в драгунах; в 1756 г. поступил, по совету Буше, в ученики к Казанове; состоял «пер­вым живописцем» при дворе принца Конце: умер в Париже 27 мая 1785 г. Для Бур-бонского дворца мастером написан ряд баталий.

Jean Louis Prieur, казненный в качестве одного из приверженцев Фукье-Тенвиля, родился в Париже в 1762 г.; состоял присяжным при революционном трибунале; автор серии «Tableaux historiques de la Révolution Française», продолженной Дюплес-си-Берто. Ж. Л. Приера не надо смешивать с его однофамильцем L. Prieur, коро­левским бронзовщиком (ciseleur), которому принадлежит серия декоративных образ­цов (рисунки в музее Штиглица), и с архитектором Prieur, автором видов Парижа.

Гравёр на дереве, гравёр на меди в черном и в красках, литератор и обществен­ный деятель Antoine François Sergent-Marceau, сын оружейного мастера, родился

9 октября 1751 г. в Шартре. Второе имя он себе присвоил из пиетета к своему шу­рину, знаменитому генералу Марсо. Первое время С. работает в родном городе для издания Letellier, позже он поступает учеником к Огюстену де Сент-Обен, некото­рые композиции которого он гравировал. К первым оригинальным произведениям С.-М. относятся «Спуск шара в Тюильри в 1783 г.» и сатирический листок, посвя­щенный месмеровскому магнетизму. К 1784 г. относится «Ярмарка в Шартре». Окон­чательно в Париже С. М. поселяется в 1785 г. К 1788—1794 гг. относятся иллюстра­ции к «Nuits de Paris» Ретифа де ла Бретон (рисунки в Cabinet des Estampes). Следу­ет еще отметить участие С.-М. в серии исторических портретов, изданных Blin и в серии портретов членов Национального собрания. Кроме того, он автор ряда отдельных гравюр в красках, вроде «Il est trop tard», нескольких рисунков, среди ко­торых портрет своей жены Эмиры (сестры Марсо), к которой художник сохранил фанатический культ до глубокой старости, серии «Tableaux de la Révolution de Paris», отдельного листа, посвященного глорификации Марсо, и иллюстраций к сказкам Лафонтена (1795 г.). В первые годы революции С.-М. принимает в качестве депута­та деятельное участие в устройстве республиканских празднеств, в учреждении па­рижского «Музеума» (Лувр; открыт 8 ноября 1793 г.) и в выработке мер по охране художественной старины (ему, между прочим, принадлежит честь спасения Шартр-ского собора от разгрома). В 1795 г. С.-М. принужден скрыться в Швейцарию, где он живет два года. В 1803 г. художник совершенно эмигрирует и несколько лет про­водит в Италии, где в Брешии в 1813 г. им издан костюмный сборник «Costumi dei populi antichi e moderni». Там же мастер стал работать литографией. Умер С.-М. сле­пым в Ницце (где он похоронил и Эмиру в 1834 г.) 22 июля 1847 г. С.-М. известен и как литератор. Его перу, м. п., принадлежат: «Fragments de mon album et nigrum écrit en 1811 revu et augmenté en 1836 avec un portrait d'Emire Marceau»; «Souvenirs a mes amis», Brignoles, 1837; «Projet d'un monument a Louis XVI», 1790, и «Lettre au sujet de l'établissement du musée du Louvre». См. N. Parfait «Notice biographique sur A. F. Sergent», Chartres, 1848, и в «Bulletin des Beaux Arts», 1884-1885; H. Herluison et P. Leroy «Notice sur S.-M.» в «Bulletin de la Soc. Des B. A. des departments*, 1898, и отдельный оттиск — Orléans, 1898; Alphonse Boux «S. M.» в «Gazette des Beaux Arts», 1912, сентябрь.

Balthazar Antoine Duncker, сын протестантского пастора, родился в Заале, близ Штральзунда, в 1746 г.; одним из его первых учителей был пейзажист Гакерт, с ко­торым юноша прибыл в Париж в 1765 г. Здесь Д. поступил сначала к Вилю, в доме которого он сошелся с Фреданбером, Паризо и Метелем, затем с Вьеном и Алем. Разорение родителей принудило Д. искать заработок в изготовлении дешевых пей­зажей. Позже мастер поселяется в Базеле, где он сотрудничает в издании «Дюссель­дорфской галереи», а оттуда отправляется в Берн к Фреданберу. К 1775 г. относятся его иллюстрации к стихам Галлера, к 1776 г. — к Геллерту, к 1780—1781 гг. (сообща с Фреданбером) — к «Гептамерону»; далее следуют иллюстрации к знаменитому «Tableau de Paris» Мурсье, к «Laure» (1787), к «Franciade» (1789), к шутливым сочи­нениям Казотта (1788) и, наконец, «Трактат начал пейзажа». Умер мастер в Берне в 1807 г.

Claude Louis Desrais родился в 1746 г.; ученик Казановы; участвовал на выстав­ках «Юношества» с 1768 по 1772 гг. Лучшее, что им сделано в смысле иллюстраций, это рисунки к роману Дюкло «Confessions du Comte de***» 1776 г., но особенно про­славился художник своими модными К А Р Т И Н К А   ми в «Collections d'habillements modernes ou Galerie des modes» и в «Cabinet des modes» (1778 и 1785). Далее идут иллюстрации к «Temple de Gnide» Леонара (1773), к «Phaéton» Фалле (1775), к по­вестям Сервантеса (1775—1776), к сказкам Лафонтена (1780), аллегории на револю­ционные события, на Бонапарта. Ему же приписывают рисунки в «Heures de Paphos» (1787). Умер мастер 25 февраля 1816 г.

Jean (Jacques?) Touzé или Touzet, живописец и актер, родился в Париже в 1747 г.; ученик Грёза; автор жанровых картин и превосходных иллюстраций (между про­чим, к сказкам Лафонтена). Известно также его изображение «Магической карти­ны» из пьесы «Земира и Азор». Умер художник в Париже в 1807 или в 1809 гг. Воз­можно, что он тождествен с Jacques Т. — членом Академии св. Луки, который выс­тавлял в 1791 г. рисунки «Спрошенный оракул», «Св. Людовик на молитве» и эскиз «Положение во гроб». Мастер был известен всему Парижу своими звукоподража­ниями и другими имитациями.

Jean Jacques François Lebarbier-l'Aoné родился в Руане 11 ноября 1732 г.; ученик Пьера; «назначенный» — в 1780 г.; академик — в 1785 г. за картину «Заснувший Зевс»; «член института» —в 1816 г. Выставлял с 1781 г. сюжеты из древней истории, из истории Франции, аллегории, графические работы (к изданию Геснера в 1791 г., к «Дафнису и Хлое» в 1798 г., к «Метаморфозам» Овидия в 1808 г.). Кроме того, он иллюстрировал Расина, Делиля и Руссо. Умер мастер в Париже 7 мая 1826 г. Лебар-бье обнародованы «Des causes physiques et morales qui ont influé sur les progrès de la peinture et de la sculpture chez les Grecs», Paris, 1801, и «Principes du dessin d'après nature», Paris, 1801.

Jacques Philippe Joseph de Saint Quentin родился в Сен-Кантене в 1738 г.; ученик Буше и «École des élèves protégés». По возвращении из Рима он терпит неудачи со своими посылками в «Салон», что вызывает в художнике резкую критику художе­ственных авторитетов, нашедшую себе отражение в одном из писем Дидро. С этих пор С. К. становится иллюстратором и принимает участие в украшении следующих изданий: «Басен» Лафонтена (1774 г.), «Песен» Делаборда, поэмы «De l'Agriculture» Фюлькран де Россе (1774 г.); французского перевода Виландовского «Musarion» (1780 г.), «Свадьбы Фигаро» (1785 г.). В 1776 г. С. К. выставил большую картину, изображающую «Площадь Согласия» (тогда «Place Louis XV»), Год смерти С. К. не­известен.

François Marie Isidore Queverdo родился в Бретани в 1740 г. К 1766 г. относится серия медальонов мастера с пасторалями. Позже он сотрудничает в украшении книги Saint-Non «Voyage a Naples», рисует иллюстрации к Флориану (1782-1793), к Dauphin «La dernière Héloïse» (1784 г.), к «Генриаде» — (1787-1788). Одно время специально­стью К. было иллюстрирование маленьких альманахов, служивших и записными книжками («L'Bge heureux des plaisirs» 1787 г., «Les étrennes galantes» 1788 г., «La journée d'une jolie femme» 1790 г.). Ему же принадлежат эмблематические украшения в «Calendrier de la République» и иллюстрации в нескольких детских книжках. В 1795 г. мы встречаем К. среди кандидатов на правительственную поддержку. Умер мастер 24 декабря 1797 г. Оригинальные его рисунки к Седену, Флориану и др. находились в дни издания книги Порталиса в собраниях самого автора, барона Джеймса Рот­шильда, Sicurin, Louis Roederer, Audouin.

Charles Henri Vicomte Desfosses или Desfossés, миниатюрист и пастелист, родился в замке Gappy в 1764 г. Ученик Галя, Огюстена, Грёза и Реньо. Во время заключе­ния королевской фамилии в Тампле им написаны для герцогини Ангулемской пор­треты Людовика XVI, Марии-Антуанетты и дофина. В 1808 г. член Флорентийской Академии. С его пастели гравирована Дюкло сцена, изображающая «Королеву, со­общающую г-же де Бельгард об освобождении ее мужа» (1777 г.).

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.